В прошлой статье мы рассмотрели период классической русской мультипликации. Напомню, его главной особенностью является большое количество авторской анимации, развитие концепции "главное в мультфильме смысловая, а не визуальная составляющая", большое количество экспериментов как в техниках, так и в подаче сюжета.
Ещё одними отличием является финансирование большого количества авторских работ, малое количество крупных высокобюджетных проектов.
Но, какие бы хорошие фестивальные результаты не приносила модель финансирования культуры СССР, анимационные студии финансировалась государством. С развалом союза брать деньги на производство мультфильмов стало неоткуда.
В 90-е Союзмультфильму приходится отправлять на анимационные фестивали телевизионные заставки и рекламные ролики. Финансирования на авторские проекты попросту нет.
На первый план выходят независимые авторы и студии.
Одной из первых студий, которой удалось приспособиться к изменившимся условиям является Pilot, основанная Александром Татарским ещё в период перестройки.
Студия часто выполняла заказы для иностранных компаний и телеканалов, например мультфильм "Майк, Лу и Ог" для телеканала Cartoon Network.
Многие работники студий Экран и Союзмультфильм постепенно переходят в Pilot.
Сегодня западные продюсеры отправляют мультсериалы на отрисовку в Китай, но в кризис 90-х, в России было дешевле. Работы на студии Pilot 90-х годов много, студия регулярно участвует в коммерческих западных проектах и пока на Союзмультфильме задерживают зарплаты, на студии Пилот нехватает мультипликаторов, что бы успевать делать все проекты.
Не смотря на трудности, студия продолжает развивать традиции авторской мультипликации. В её продукции заинтересованы как зрители, так и иностранные коллекционеры.
Уже в 2000е годы, миновав кризис, сохранившая свою индивидуальность студия получит первое финансирование на авторский проект "Гора самоцветов".
Подобным успехом в кризисные годы не может похвастаться ни одна другая студия.
Независимые мультипликаторы продолжали работать, но постепенно их становилось меньше, советская школа забывалась. Часть авторов стали делать чисто фестивальные проекты, например Александр Петров, получивший Оскар за мультфильм "Старик и море"
Другие же подались в игровую индустрию (в 90е делали много рисованных квестов), например Иван Максимов - известный абсурдный мультипликатор создал игру "Полная труба":
Но, по большей части, передовые, в прошлом, анимационные студии стали заниматься продажей авторских прав на показ старых мультфильмов и прав на использование персонажей в рекламе.
Наверное, именно в тот период, студии поняли что такое франшиза и как это работает. А вместе с тем начали понимать, как работает реклама, что отлично прослеживалось по таким проектам как "Новые Бременские"
или "Незнайка на луне"
В озвучке мультфильмов принимали участие знаменитости, мультики выходили на кассетах VHS, активно рекламировались по телевизору. Не редко, по мультикам советских франшиз делались игры.
Но общее у постсоветских франшиз было только одно - постепенное падение качества и потеря своей оригинальности. Мультфильмы теперь снимают не по задумке, а по результатам маркетинговых исследований. И, если Казаки от Укранимафильма 1995 года выглядят ещё вполне неплохо,
то их потомки с векторной графикой уже смотрятся дёшево
Но их, хотя бы, рисовали на родной студии. А вот права на съёмки нового Чебурашки продали в Японию.
Но, когда смотришь новое Простоквашино, невольно думаешь "А может оно и к лучшему? Японцы хоть не испортят"
В новой работе Дядя Фёдор стал хипстером, мультфильм, наполнен шутками на злободневные, по мнению авторов темы, юмором про соцсети, интернет и молодёжные течения, диалоги довольно плоские. Действия многих персонажей противоречат их характерам, которые зритель узнал ещё в старых мультиках. Одним словом - главным спонсором мультика является один очень известный производитель молочной продукции.
Творчество большинства крупных студий СССР окончательно превратилось в конвейер по продаже своих же франшиз. В следующем году ждём от Союзмультфильма 60 новых серий Карлсона, 30 серий Простоквашино и 30 серий Незнайки на Луне.
На встрече российских мультипликаторов с президентом Владимиром Путиным в мае 2017, Юрий Норштейн, автор Ёжика в тумане, в ответ на обещание Путина выделить больше денег, рассказал о том как из 500 миллионов выделенных ранее рублей до проектов реально дошло 3%.
Цитата Юрия:
На «Союзмультфильме» нет сегодня ни одного творческого человека, зато есть 60 чиновников – продюсеры, какие-то девочки, сама Слащева. Получают гигантские зарплаты, просто глаза на лоб лезут. И ровным счетом никакой практической работы по воссозданию киностудии «Союзмульфильм» не ведется.
К слову, поговорим о госфинансировании мультипликации в современной России. Какое то время его совсем не было. Однако, после кризиса девяностых, студии начали получать госзаказы.
И, да, в сравнении с западными бюджетами финансирование никакое - годовой бюджет выделяемый на всю анимацию не сравним даже с бюджетом средней пиксаровской полнометражки. Однако, это всё ещё миллионы рублей и эти бюджеты во много десятков раз превышают бюджеты советских мультфильмов, имевших такую популярность в мировой культуре.
Финансирование авторской мультипликации в стране отсутствует как таковое. Бюджеты выделяются исключительно на полнометражные работы. При этом, нельзя сказать, что кто то из авторов, которые снимают полнометражки чем то ранее прославился. Этакие эксперименты на 30-50 миллионов.
Ярчайший пример фильма, снятого на госсредства - Дети против волшебников. Фильм недостоин обсуждения, просто оставлю пару скринов:
Этот мультфильм провалился. Хуже обстоят дела, когда мультик, всё же, выстреливает. В 2004 году выходит знаменитый "Алёша Попович и Тугарин Змей" от студии Мельница. Довольно свежие, для нашего зрителя, персонажи, уместные шутки, хороший сюжет, хорошая анимация. В целом отличный мультфильм, особенно по тем временам. Все довольны, студия получает репутацию и финансирование. А также продолжает развивать франшизу
Мультфильмы про богатырей начинают выходить регулярно. Улучшается только качество анимационных технологий, всё остальное (то есть персонажи, история, юмор, режиссура) заметно хуже. Но зачем делать лучше? У студии есть репутация - и так схавают, нужно же на что то с детишками в кино ходить.
Такой же пример представляет собой студия КиноАтис, которые выпустили известный мультфильм про Белку и Стрелку. Список их последних мультфильмов выглядят так:
Чувствую, если зайдёт, то нас ждёт восьмисерийная франшиза по Гурвинеку.
"А что же независимая анимация?" - спросите вы, ведь столько художников было. По началу авторы активно рисовали мультики, веря в то что будут востребованны. В реальности, востребованными оказались не многие. И чем дальше, тем хуже.
Если про Масяню Куваева слышали все, кто жил в нулевые,
то про мультфильмы Хихуса уже мало кто слышал (если вы не из Питера, конечно)
Пока русские независимые аниматоры так и не смогли конкурировать с крупными студиями. Они есть, есть очень талантливые ребята, есть даже известные в определённых кругах и на определённых сайтах, но назвать их успешными не поворачивается язык.
Зато реальный успех имеют коммерческие youtube-проекты, целевой аудиторией которых являются школьники, работы не несут в себе художественной ценности, практические все они выполнены в одном стиле и рассказывают истории, которые сами по себе не имеют ничего общего даже с самым простым сценарием, но близки к жизненному опыту школьников
Таких каналов и авторов много. Все они характеризуются скудной анимацией, плохой композицией кадра, крайне слабыми сюжетами, бесконечным копированием роликов друг друга и огромным количеством рекламы.
И да, если вы где то напишете о том, что их мультики, мягко говоря, набор картинок, который не несёт никакой ценности, то тут же найдётся компания школьников-защитников, которые пояснят вам, что вы не правы.
Я и сам рисую мультики, которые вы можете посмотреть на моём Youtube-канале. Но, мне неинтересно рекламировать WOT. Однажды, я надеюсь изменить индустрию в нашей стране и верю в то, что только создание качественной работы позволит повысить популярность авторской анимации и обратить внимание инвесторов на эту нишу. В данный момент работаю над циклом из шести историй, произошедших на погибшем космическом корабле с последним выжившим. Скоро выложу первый тизер. Оцените сами.
Довольно грустное резюме получилось. Однако, есть мнение, что у нас хорошо развивается отрасль детской анимации, которая всем обязана тому же Татарскому, придумавшему не только Братьев пилотов, но и Фиксиков,
Алексею Лебедеву, придумавшему не только авторский "Атомный лес",
но и "Смешариков":
и ряд других действительно талантливых авторов, которые, по моему личному мнению делают не более 5-10% детских мультфильмов.
Это спорный факт и, наерное, будет обсуждаться в комментариях, но чисто по моему, наша детская мультиндустрия сильно переоценена. Есть всего несколько качественных франшиз, остальное же - мультики, которые отвлекают внимание малышей и ничего интересного, кроме мелодичных песенок, ярких цветов и звонкой озвучки в себе не несут.
Спасибо за внимание, подписывайтесь на мои статьи, будет интересно!