Никита Андреев
Павелецкий вокзал стоит на территории Коломенской ямской слободы. По легенде, где-то в этом районе в старину был пункт таможенного досмотра, отгороженный от города цепью — отсюда название улицы Зацепа. Таможенники якобы щупали здесь содержимое телег длинным металлическим щупом на предмет контрабанды — отсюда название улицы Щипок. Эта версия не подтверждается.
Доподлинно известно, что эту местность регулярно затапливало по весне, поэтому домов тут было не слишком много. Когда в конце 1890-х сюда подвели рельсы Павелецкой ветки, строителям почти ничего не пришлось сносить — достаточно было насыпать грунт и проложить пути по огородам.
Железную дорогу от Москвы до Павельца построили не ради необычайных красот и богатств этого поселка, а ради подключения Москвы к оживленной Рязано-Уральской железной дороге.
В 1900 году архитектор типовых зданий Рязано-Уральской железной дороги Николай Квашнин построил на Зацепе первое здание Саратовского вокзала. Вокзал назвали так потому, что правление железной дороги находилось в Саратове, а Павелец на тот момент был даже не рабочим поселком, а простым рязанским селом.
После открытия вокзала Зацепский рынок перенесли на площадь перед ним, где он в окружении трамваев проработал до конца 1960-х.
В январе 1924 года паровоз У-127 привез из усадьбы Горки на Саратовский вокзал тело Ленина — в багажном вагоне. История паровоза чуть ли не интереснее истории самого вокзала: построен в 1910 году, в 1917 получил повреждения на Гражданской войне в Северном Казахстане. Паровоз отправили из Оренбурга в Москву на ремонт, но по дороге в будку машиниста попал смертельный вирус испанского гриппа, убивший нескольких человек из экипажа и пару бродяг на вокзале.
В 1923 году паровоз отремонтировали, покрасили в красный цвет, назначили почетным машинистом Ленина и назвали все это «Красным паровозом». Восемь месяцев спустя У-127 привез в Москву тело своего почетного машиниста. Некоторое время после этого вокзал и привокзальная площадь назывались Ленинскими, но эти названия не прижились.
В конце 1920-х, то есть при Сталине, паровоз покрасили в стандартный зеленый цвет и закрасили памятную надпись о беспартийных рабочих, которые его чинили. В 1937 году паровоз снова стал красным, его как музейный экспонат поставили на Саратовском вокзале и обнесли цепью. Павелецким вокзал стал в 1941 году.
В октябре 1941 паровоз У-127 и ленинский вагон тайно эвакуировали в Ульяновск, после войны вернули на место. За это время в 1943 году открылась станция метро «Павелецкая» на зеленой линии, в 1950 году к ней прибавили «Павелецкую» кольцевую.
В 1948 году на Павелецком вокзале открыли музей-павильон «Траурный поезд В. И. Ленина», чтобы паровоз не портился под открытым небом. Павильон был тесноват, поэтому в 1980 году построили новый, более пафосный. После этого в 1980-е сам Павелецкий вокзал капитально обновили и расширили.
В начале 1990-ых в здании музея был автосалон, в 1992 году на фоне паровоза едва не прошли съёмки на кастинг моделей журнала Playboy. В 2011 году музей открылся заново, но теперь он посвящен не только траурному поезду, но и истории Московской железной дороги.
Среди работников депо долго циркулировала легенда о «проклятии» паровоза У-127. Началось со смертельного вируса — после нескольких смертей паровоз прозвали «черной вдовой». Якобы для борьбы с этим суеверием паровоз покрасили в красный и назначили почетным машинистом Ленина, но вот незадача — Ленин вскоре умер. После этого машину повысили в ранге до «генеральской вдовы».
В 1930 году нарком путей сообщения Ян Рудзутак совершил поездку на паровозе, а в 1937 году руководил его реставрацией. И что вы думаете? Рудзутака в 1938 году расстреляли. А машинист Лучин, который вез тело Ленина, долго высмеивал суеверия, но в 1937 году сбил царского орла с таблички на котле — и вскоре его арестовали. Кроме этих фактов, ходит отдельная легенда об ударе молнии в У-127, от которого погиб весь экипаж.
Подписывайтесь на канал. Эта статья — восьмая часть виртуального путешествия «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места.
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, Сухаревская и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.