Найти тему
История на местности

Тайны Павелецкого вокзала: аэровагон-убийца и «Красный паровоз»

Никита Андреев

Павелецкий вокзал стоит на территории Коломенской ямской слободы. По легенде, где-то в этом районе в старину был пункт таможенного досмотра, отгороженный от города цепью — отсюда название улицы Зацепа. Таможенники якобы щупали здесь содержимое телег длинным металлическим щупом на предмет контрабанды — отсюда название улицы Щипок. Эта версия не подтверждается.

Доподлинно известно, что эту местность регулярно затапливало по весне, поэтому домов тут было не слишком много. Когда в конце 1890-х сюда подвели рельсы Павелецкой ветки, строителям почти ничего не пришлось сносить — достаточно было насыпать грунт и проложить пути по огородам.

Примерно так располагается Павелецкий вокзал относительно плана Москвы 1852 года. Дубининская улица называлась Коломенской-Ямской. Рядом с нынешним БЦ «Павелецкая Плаза» был первоначально Зацепский рынок. Улица Зацепа доходила до Кожевнической улицы
Примерно так располагается Павелецкий вокзал относительно плана Москвы 1852 года. Дубининская улица называлась Коломенской-Ямской. Рядом с нынешним БЦ «Павелецкая Плаза» был первоначально Зацепский рынок. Улица Зацепа доходила до Кожевнической улицы

Железную дорогу от Москвы до Павельца построили не ради необычайных красот и богатств этого поселка, а ради подключения Москвы к оживленной Рязано-Уральской железной дороге.

В 1900 году архитектор типовых зданий Рязано-Уральской железной дороги Николай Квашнин построил на Зацепе первое здание Саратовского вокзала. Вокзал назвали так потому, что правление железной дороги находилось в Саратове, а Павелец на тот момент был даже не рабочим поселком, а простым рязанским селом.

После открытия вокзала Зацепский рынок перенесли на площадь перед ним, где он в окружении трамваев проработал до конца 1960-х.

Саратовский вокзал во время наводнения 1908 года
Саратовский вокзал во время наводнения 1908 года
Вид на Саратовский вокзал с путей в начале XX века
Вид на Саратовский вокзал с путей в начале XX века
Вид Саратовского вокзала с площади в начале XX века
Вид Саратовского вокзала с площади в начале XX века
Аэровагон Абаковского на Саратовском вокзале в 1921 году. Вскоре после этого снимка аэровагон разбился во время тест-драйва. При этом погиб сам Абаковский, революционер товарищ Артём и несколько менее известных большевиков; все они похоронены у кремлёвской стены
Аэровагон Абаковского на Саратовском вокзале в 1921 году. Вскоре после этого снимка аэровагон разбился во время тест-драйва. При этом погиб сам Абаковский, революционер товарищ Артём и несколько менее известных большевиков; все они похоронены у кремлёвской стены
Гроб Ленина на фоне Саратовского вокзала
Гроб Ленина на фоне Саратовского вокзала

В январе 1924 года паровоз У-127 привез из усадьбы Горки на Саратовский вокзал тело Ленина — в багажном вагоне. История паровоза чуть ли не интереснее истории самого вокзала: построен в 1910 году, в 1917 получил повреждения на Гражданской войне в Северном Казахстане. Паровоз отправили из Оренбурга в Москву на ремонт, но по дороге в будку машиниста попал смертельный вирус испанского гриппа, убивший нескольких человек из экипажа и пару бродяг на вокзале.

В 1923 году паровоз отремонтировали, покрасили в красный цвет, назначили почетным машинистом Ленина и назвали все это «Красным паровозом». Восемь месяцев спустя У-127 привез в Москву тело своего почетного машиниста. Некоторое время после этого вокзал и привокзальная площадь назывались Ленинскими, но эти названия не прижились.

В конце 1920-х, то есть при Сталине, паровоз покрасили в стандартный зеленый цвет и закрасили памятную надпись о беспартийных рабочих, которые его чинили. В 1937 году паровоз снова стал красным, его как музейный экспонат поставили на Саратовском вокзале и обнесли цепью. Павелецким вокзал стал в 1941 году.

В октябре 1941 паровоз У-127 и ленинский вагон тайно эвакуировали в Ульяновск, после войны вернули на место. За это время в 1943 году открылась станция метро «Павелецкая» на зеленой линии, в 1950 году к ней прибавили «Павелецкую» кольцевую.

Саратовский вокзал в 1930-е
Саратовский вокзал в 1930-е

В 1948 году на Павелецком вокзале открыли музей-павильон «Траурный поезд В. И. Ленина», чтобы паровоз не портился под открытым небом. Павильон был тесноват, поэтому в 1980 году построили новый, более пафосный. После этого в 1980-е сам Павелецкий вокзал капитально обновили и расширили.

В начале 1990-ых в здании музея был автосалон, в 1992 году на фоне паровоза едва не прошли съёмки на кастинг моделей журнала Playboy. В 2011 году музей открылся заново, но теперь он посвящен не только траурному поезду, но и истории Московской железной дороги.

Среди работников депо долго циркулировала легенда о «проклятии» паровоза У-127. Началось со смертельного вируса — после нескольких смертей паровоз прозвали «черной вдовой». Якобы для борьбы с этим суеверием паровоз покрасили в красный и назначили почетным машинистом Ленина, но вот незадача — Ленин вскоре умер. После этого машину повысили в ранге до «генеральской вдовы».

В 1930 году нарком путей сообщения Ян Рудзутак совершил поездку на паровозе, а в 1937 году руководил его реставрацией. И что вы думаете? Рудзутака в 1938 году расстреляли. А машинист Лучин, который вез тело Ленина, долго высмеивал суеверия, но в 1937 году сбил царского орла с таблички на котле — и вскоре его арестовали. Кроме этих фактов, ходит отдельная легенда об ударе молнии в У-127, от которого погиб весь экипаж.

Старое здание музея в 1970-е
Старое здание музея в 1970-е
Новое здание музея, 1980 год
Новое здание музея, 1980 год
Траурный поезд в 1980-е
Траурный поезд в 1980-е
Обновленный Павелецкий вокзал в 1988 году
Обновленный Павелецкий вокзал в 1988 году
Подписывайтесь на канал. Эта статья — восьмая часть виртуального путешествия «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места.
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, Сухаревская и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.