Вы могли заметить стучащий или гремящий звук двигателя или неожиданную потерю мощности при полном нажатии педали газа. В таком случае вам нужно немедленно сбросить газ и, используя только малые обороты двигателя, попытаться достичь места, где ваш мотор будет обследован.
Есть шанс, что с вашим двигателем случилась неисправность, известная как «детонация двигателя». Это состояние, когда топливо в вашем двигателе воспламеняется преждевременно. Оно может нанести серьезный вред. Как же это происходит? В чем опасность?
Во-первых, если поршень не достиг своей верхней мертвой точки, вы рискуете заставить коленвал двигаться в обратном направлении. Это создает большую нагрузку на вал и другие поршни, поскольку все может действительно заклинить.
Во-вторых, если впускной клапан не закрыт, передняя граница воспламенения пройдет через него и может вызвать повреждение двигателя. К счастью, двигатели оборудуются датчиками, которые определяют такие нарушения и уменьшают подачу топлива в этом случае, вызывая, таким образом, уменьшение оборотов двигателя и вероятность риска дальнейших стуков. Датчик детонации не сохранит двигатель от воздействия серьезного стука и не должен рассматриваться как клапан безопасности. Это всего лишь аварийная опция, и она будет эффективна в неопасных ситуациях.
Причин возникновения детонации много, и все они различны. В основном она вызывается высоким давлением в двигателе. Когда топливо сжимается, оно нагревается, и это может вызвать его воспламенение. Иногда это может быть вызвано неправильной работой свечи зажигания или даже горячим участком внутри цилиндра. Форсирование двигателя для работы на высоком коэффициенте сжатия также может стать причиной такой неисправности. При работе на высоком коэффициенте сжатия в цилиндрах создается повышенное давление уже на впуске, и это искусственно созданное давление повышает риск раннего воспламенения.
Еще одной причиной преждевременного воспламенения могут стать горячие участки внутри двигателя. Если вовремя не удалять нагар в цилиндрах вашего двигателя, то со временем там образуются раскаленные участки, которые потенциально могут стать причиной раннего зажигания.
Октановое число топлива показывает степень его сопротивления детонации. В большинстве случаев простой переход на высокооктановое топливо может решить проблемы с детонацией вашего двигателя. Японские автомобили в основном используют высокую степень сжатия, и производители требуют использования топлива с высоким октановым числом. Вы можете заправиться некачественным топливом. В некоторых странах требования к соблюдению октанового числа занижены, поэтому будет полезно перед заправкой проверить соответствие топлива вашим ожиданиям. Если у вас нет другого шанса, кроме как заправиться низкооктановым или плохого качества топливом, то следует при работе на нем не применять высоких оборотов и передвигаться с невысокой скоростью.
Недопущение детонации
Все двигатели оборудованы датчиками, которые определяют детонацию и сдерживают подачу топлива во избежание повреждения двигателя.
Снижение коэффициента сжатия в двигателе
Можно расточить цилиндры, установить поршни низкого давления или перебрать двигатель с подходящим поршневым набором для изменения коэффициента сжатия. Более толстые прокладки обычно мало влияют на сжатие и менее надежны, чем прокладки стандартного размера. В турбированных двигателях, где вам потребуется выжимать максимум мощности, хорошим решением может послужить водяной впрыск или водяной туман.
В основном вода впрыскивается через воздушный впуск двигателя. Вода снижает температуру воспламенения, делая сгорание топлива более полным. Еще одно преимущество этого метода в том, что при сгорании вода разлагается на водород и кислород, которые сами, сгорая, дают дополнительную энергию поршню.
Уменьшите наддув двигателя
Если при эксплуатации турбированного двигателя вы испытали уменьшение подачи топлива или уменьшение оборотов при широко открытой дроссельной заслонке, можете смело предполагать, что это работа датчика детонации. Это указывает на превышение вами максимального режима работы, и поэтому давление в цилиндрах вынуждает топливо воспламеняться раньше времени. Не игнорируйте эту ситуацию, иначе вы рискуете серьезно повредить ваш двигатель.
Уменьшить наддув вы должны с помощью программируемого контроллера. Вы сможете отрегулировать клапан ограничения оборотов турбины для достижения оптимальных параметров наддува. Перед этим установите пониженный коэффициент сжатия и наддува воздуха. Двигатель может быть загрязнен нагаром в цилиндрах, и он создает там раскаленные зоны.
Очистите двигатель от нагара
Идеальным вариантом было бы перебрать двигатель, но это не совсем дешевый вариант. Есть достаточно эффективные методы очистки двигателя, не требующие его разборки. Для начала добавьте некоторое количество очистителя инжекторов в топливо и совершите длинную поездку по трассе. Пары часов будет достаточно. Постарайтесь во время поездки применить также низкие обороты и подъемы на холмы, дайте двигателю максимально возможную нагрузку.
Второй способ – это использование Power Boost spray от Ekotec, или морской пены. Средство впрыскивают через впускные клапана, и оно полностью очищает и удаляет нагар и налет внутри двигателя. Следуйте инструкции для получения лучших результатов.