Норвежская система воспитания детей включает в себя шесть особенных принципов.
Первый принцип – «у природы нет плохой погоды». Детей с малых лет приучают к тому, что нужно дружить с любой погодой. Уже в детском саду детишек учат как самостоятельно одеваться в зависимости от погоды.
То есть ребенок не ждет, что мама оденет его как следует, а сам знает, когда и какую одежду ему необходимо надеть.
Все школьные переменки дети обязательно проводят на улице, поскольку бытует мнение, что таким образом ребенок «проветривает мозги» и восстанавливается после урока.
Стоит заметить, что дети проводят время в школьном дворе абсолютно в любую погоду, будь то дождь или снег.
Второй принцип норвежского воспитания – питание. Особенность заключается в том, что здесь не предусмотрено правильное питание.
В школах отсутствуют горячие супы на обед. Дети берут с собой в школу боксы с холодными сандвичами и фруктами.
Приносить с собой сладкое в школу запрещено, так же как и орехи, для того, чтобы избежать аллергии.
Третий принцип – самостоятельность. С начальных классов ребенок уже приучен к тому, что в школу он собирается сам, без чьей-либо помощи. Мама только контролирует процесс сборов, но не помогает.
Добираются дети до школы самостоятельно и без сопровождения мам и пап. Из школы детей так же никто не забирает.
На какие-либо кружки и секции норвежские ребята добираются тоже без помощи взрослых.
Четвертый принцип – забота о зубах. Когда у ребенка появляется первый зуб, норвежские мамочки сразу начинают его чистить. Чистить зубы самостоятельно учат намного раньше, чем читать.
На школьных уроках дети изучают произведение Турбьёрна Эгнера «Приключения Кариуса и Бактуса», посвященное тому, как друзья кариес и бактерия превращали в развалины зубы ленивого мальчика.
Все это делается из-за того, что бесплатное лечение зубов в Норвегии доступно лишь до восемнадцати лет, а после – лишь за собственные деньги.
Именно поэтому о здоровье зубов начинаются заботиться с раннего детства. Примечательно, что сладости и жвачки норвежские дети вообще видят очень редко.
Пятый принцип – «простуда – не повод для паники». Если у норвежского ребенка поднимается температура до 38 градусов, то повод для беспокойства врача отсутствует. А наличие насморка не является весомой причиной для пропуска школьных занятий.
В Норвегии существует определенный список заболеваний, при которых врач выписывает «зеленый рецепт». Это официальное направление на лесную прогулку.
Норвежская медицина направлена на то, чтобы заниматься профилактикой болезней, а не их лечением.
Так же считается, что если норвежец заболел, то значит он ленивый, поскольку не занимался спортом и закаливанием, в следствие чего у него и появилась болезнь.
Шестой принцип заключается в том, что спорт намного важнее учебы. Спортивной подготовке в норвежских школах уделяется очень много внимания, по сравнению к остальным урокам, вместе взятым.
В школах дети обязательно ходят вместе с учителями в трехдневные походы, где проживают в палатках и готовят еду на костре. Так же раз в неделю специальный автобус вывозит детей на трехчасовую прогулку пешком или на лыжах в зависимости от времени года.
Спортивные достижения – это единственное, чем детям позволено хвастаться.
Сравнивая некоторые норвежские принципы воспитания детей с нашими, возникает повод задуматься: "А все ли мы делаем правильно?" Может стоит поучиться у этих суровых норвежских родителей?