Найти в Дзене
Внимательный Лис

Неподражаемый Питер Брейгель. Экскурсия в Ад

Оглавление

Питер бесподобен. Опять он сделал из заурядного сюжета нечто необычайное.

(Псалом 24: 7) " поднимите головы ваши, врата; вознеситесь, древние двери, да войдет Царь славы
(Псалом 24: 7) " поднимите головы ваши, врата; вознеситесь, древние двери, да войдет Царь славы

Формальный сюжет.

Далее вольное изложение из Википедии (примитив конечно, но не принципиально): " После распятия Иисус сокрушил ворота в ад, спустился в него, вывел из ада ветхозаветных праведников и Адама с Евой". Далее идут разные своеобразные трактовки дальнейшего состояния ада после такого фундаментального события.

Кто-то говорит, что Иисус уничтожил Ад, кто-то говорит, что только ослабил, но не уточняет что именно ослаблено. Пытаясь включить логику (это парадокс для религиозного сознания, которое по определению лишено логики!), некоторые говорят, что Ад не удалось уничтожить потому что злая воля людей не дала это сделать. Это нечто с присвистом. Люди не дали Богу уничтожить Ад, следовательно Бог слабее своих же созданий (!). Более реалистичный вариант - он терпеть людей не может, потому Ад оставил как есть.

Если все-таки считать Бога всемогущим, то все выглядит совсем уже плохо. 1. Бог создал Ад. Это логично. Управление осуществляется кнутом и пряником (впрочем и это бесполезно - ничто природу человечества не изменит). Далее люди все оптом после смерти оказались в Аду, включая праведников и неправедников. 2. Бог появился в Аду на короткое время, забрал нескольких человек (избранных работников по распространению учения, не самому же работать в конце концов - нужна команда), остальным же пообещал устроить впоследствии Страшный суд (ну очень страшный) и пропал вот уже не менее чем на 2000 лет. Нда, это даже садизмом не назвать, это хуже.

Вывод: логику включать в религиозных вопросах не нужно, это неуместно.

Но оставим логику в стороне и посмотрим что и как рисует великолепный Питер.

Что рисует Питер.

Кстати, чувствуется некоторое подражание Босху в оформлении этого курортного местечка.

В гравюре есть три принципиальных объекта. Первый - ад в виде общего фона. Второй - отдельно выделенный объект ада в виде бездонной пасти переполненной плохо одетыми, а в основном голыми людьми. Третий - Иисус с сопровождающим его коллективом внутри овального силового изолирующего экрана.

Интерес представляет Иисус с сопровождающими его лицами. смотрим ближе.

Иисус и сопровождающие его лица
Иисус и сопровождающие его лица

Масса прелюбопытнейших нюансов. Посмотрим что нарисовано в овале и зачем. Каждый образ, который рисует Питер, полон содержанием.

Иисус со свитой в овале.

Овал - это силовой экран, служит для изоляции, обеспечивает безопасность от Ада для той команды, которая внутри овала. Как это понимать? Бог, который по определению всемогущ и вообще сам создал все видимое и невидимое, ограждает себя экраном от опасности?

Это нечто! Такое изображение есть утверждение Питера о том, что христианский бог как минимум (и для начала) не всемогущ. Очевидно, что есть некто еще более могущий, тот кто создал Ад. Приходится защищать себя и свою свиту от неприятностей. Надо полагать, что Иисус согласовал с хозяином Ада формат мероприятия, иначе бы и не пустили.

В овале находится не только Иисус, но и его окружение, без которого, судя по всему он вообще не появляется нигде. Работа окружения - создать громкую рекламу и привлечь публику. А как иначе народ в Аде узнает, что кто-то пришел, если не дудеть и не шуметь? Вот этим команда менеджеров по рекламе и занимается.

Работа поставлена грамотно, налицо имеем секстет: две дуделки, скрипка, лира, еще какой-то смычковый инструмент для баса и гитару. Кроме музыкантов есть еще и солист, который поет с листа. Видимо времени на подготовку начальник не дал, текст выучить не успели. Ох чувствую итальянцев наняли, только они могут вот так запросто с листа и экспромтом. Обратите внимание на очень испуганного скрипача справа внизу овала.

Иисус одет более чем оригинально, из одежды на нем одна повязка, прикрывающая интимное место (!) и почему-то на голом теле довольно приличный плащ с ювелирным (!) украшением в виде застежки. Бородища и весь внешний вид выдают возраст много больше, чем пресловутые 33 года.

Общая обстановка Ада

Тут видно влияние Босха.

Кроме чудиков есть и устройства для мучений
Кроме чудиков есть и устройства для мучений
Пыточное колесо. Неужели вот так 2000 лет подряд?
Пыточное колесо. Неужели вот так 2000 лет подряд?

В основном пространство Ада заполнено Босховскими чудиками, но есть и несколько пыточных устройств, на которых находятся люди. Это этим людям надо ждать Страшного суда тысячи лет? Автор Ада - это воистину божественный садист. Ндааа.

Вопрос: кто делал пыточные устройства? Не думаю, что чудики в Аду имеют инженерные наклонности и знания. Ergo: все устройства построены людьми. Какими? Если это те, кто уже в Аду, то надо полагать они не мучаются там особенно - устройства надо обслуживать и ремонтировать. Стало быть и в Аду можно сделать карьеру. Дальше соображайте сами. Нееет, логику включать в религиозных делах нельзя.

Толпа тех, кто еще слуха не лишен

-5

На звучание оркестра и пение из пасти появляется толпа людей. Тут и старые и молодые и одетые и полуодетые и голые - бесконечное количество. Они надеются, что их отсюда заберут. Просятся все, но заберут только некоторых. Остальным как и всегда в жизни повезло меньше. Придется ждать второго пришествия. Умереть окончательно никому не дадут, но помучиться придется еще долго.

Общий вывод

Бог появился в Аду, чтобы набрать себе команду работников. Появился он подчеркивая свою доминантность, в сопровождении оркестра музыкальных инструментов и певца, надо полагать поющего Богу славу.

Привлекши к себе таким образом внимание измученных людей, он произвел отбор нужной команды и отбыл с ними навсегда (вариант - на очень долгое время). Ад остался как и был.

С точки зрения формы Питер нарисовал всех персонажей правильно. Существо же изображенного им как и всегда совсем иное.

Вот такая гравюра.

До встречи.