Вероятно, из-за того, что в фильме «Клещ» с безжалостной откровенностью глумливо и цинично высмеивается вся неприглядная действительность разнообразнейших человеческих пороков, немилосердно обнажая всю отвратительную подноготную сущности «homo sapiens», он в своё время так и не получил широкого распространения и заслуженного признания, столкнувшись, очевидно, в первую очередь с яростным противодействием могущественной католической церкви. Кому-то и в самом деле может показаться, что этот единственный в своём роде уникальный по содержанию мизантропический фильм направлен именно в сторону разоблачения бессмысленности прочно вошедших в обыденную жизнь религиозных догм и обрядов.
Но дебютная картина итальянца Серджо Наска получилась не очередным антиклерикальным сатирическим выпадом, с блеском пройдясь, талантливо балансируя на грани дозволенного, по всем возможным грехам и явным недостаткам этой насквозь прогнившей системы, а стала практически всеохватывающим полотном наподобие дантевского ада. Режиссёр, совершенно не сдерживая себя какими-либо этическими и моральными рамками или нормами банального приличия, тем не менее не скатился до уровня обыкновенного гротескного памфлета с целью вызвать краткосрочный общественный резонанс, малоценный для потомков.
Он тонко и изящно завуалировал основные идеи и постулаты в захватывающую и проникновенную драму, непредсказуемая интрига которой не даст никому расслабиться вплоть до последней сцены, которая неожиданно резко и вместе с тем обоснованно обрывает весь провокационный сюжет. История беспринципного семинариста, мёртвой хваткой вцепившегося в предоставленный ему судьбой шанс подняться по социальной лестнице, руководствуясь при этом исключительно собственными интересами и личной выгодой, стала наглядным приговором современной цивилизации, достигшей за тысячелетия проб и ошибок невиданного технического и научного прогресса, но по уровню эволюционного развития его непосредственного носителя фактически так и оставшейся в диком Средневековье.
Стяжательство и себялюбие, невежество и нетерпимость, сладострастие и ханжество, лицемерие и злорадство, список можно продолжать сколько угодно. Все эти черты и качества по-прежнему буйной порослью процветают при любой формации, а редкие и робкие попытки создать иной тип взаимодействия, в конечном счёте, терпят крах из-за сопротивления «серой» массы, мигом забывающей про воспитание и образование, едва только заходит речь о необходимости удовлетворения своих первичных потребностей. Вот и в этой работе переживать и сочувствовать можно любому персонажу, зрителю будут прекрасно понятны и ясны мотивы поведения каждого из них, но искреннюю симпатию из-за совершаемых поступков не вызовет ни один из героев.
Умело и беспощадно бьёт Серджо Наска по самым болезненным местам рода людского, вскрывая и препарируя острым скальпелем хирурга всю фальшь добропорядочных граждан, с удовольствием испокон веков с большим или меньшим успехом искусно паразитирующих друг на друге. Нетривиальная и специфичная лента несомненно произведёт эффект разорвавшей бомбы для особо чувствительных натур, неадекватно воспринимающих вторжение в душевное пространство или непочтительное отношение к краеугольным началам государства. Несмотря на то, что фильм был выпущен в далёком 1974 году и вроде бы с тех пор многое в мире должно было бы измениться, но злободневность затронутых в нём проблем так и остаётся актуальной и по сей день.
Неизвестная классика европейского кинематографа не рекомендуется лицам нежным и романтичным, психически неустойчивым и страстно верующим, несовершеннолетним и чересчур восприимчивым. Это НеТвоёКино!
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Желаете ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Репост также всячески приветствуется.
Для Италии вообще характерны смелые художественные находки и ничем не ограниченный выбор тем