Найти тему

Эскориал. Усыпальница королей

Оглавление
Фото обложки: Iakov Filimonov / shutterstock
Фото обложки: Iakov Filimonov / shutterstock

«Восьмое чудо света» или «архитектурный кошмар» – именно так называют Эскориал. Величественно возвышающийся у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама, в 45 километрах от Мадрида, этот дворцовый комплекс, напоминающий о былом могуществе испанской монархии, до сих пор вызывает противоречивые чувства у каждого, кто его когда-либо видел или посещал.

Причины королевского беспокойства

Сын Карла, Король-паук, Защитник католической веры, Филипп Осторожный – далеко не все прозвища самого великого и авторитетного короля Испании, крепко удерживающего бразды правления в своих руках долгие сорок четыре года. Не было больше в мировой истории такого периода, когда в подчинении у одного правителя находилось бы столько государств и народов. Сидя в «убежище», – резиденции Эскориал, – «Король-паук» выплетал  тончайшую паутину заговоров и опутывал ею весь мир. Филипп II давно мечтал о таком пристанище своей души, как Эскориал. И решив построить его недалеко от столицы, надеялся провести остаток жизни наедине с собой и Богом. Кроме того, требовалось выполнить волю отца – Карла V, завещавшего устроить достойную усыпальницу себе, королеве и последующим монархам из рода Габсбургов.

Поводом к началу строительства послужила битва при Сен-Кантене. Разбив французскую армию, испанцы разграбили город и по неведению разрушили монастырь святого Лаврентия, родившегося в Арагоне и потому особенно почитавшегося соотечественниками. Филипп не успел повлиять на события, но, узнав о вандализме своих солдат, пообещал воздвигнуть новый храм. Считается, что святой Лаврентий заслужил народную любовь не столько праведной жизнью, сколько мученической смертью: он был зажарен живьем на решетке по приказу императора Валериана. Осквернение храма было первой, но отнюдь не единственной причиной строительства загородного дворца.

Автор: zebra0209 / shutterstock
Автор: zebra0209 / shutterstock

Комиссия во главе с Филиппом отметила весьма благоприятные климатические условия местности на южных склонах ближайших к столице гор, большое количество чистых источников, но главным аргументом в пользу строительства оказались залежи светлого гранита, как нельзя лучше подходившего для облицовки дворца.

Всенародная стройка

Сооружение ансамбля, начатое в 1563 году, велось под непрерывным наблюдением Филиппа II в течение двух десятков лет, что считается крайне небольшим сроком для возведения такой архитектурной «махины», как Эскориал.

Имея  неплохой  художественный  вкус, Филипп самостоятельно  отбирал  мастеров  для строительства  и отделки дворцов, лично вел надзор, проверял, а  иногда исправлял архитектурные  проекты. До сих пор туристам показывают  укромное  место в горах  (его называют «вышкой Филиппа»), откуда  правитель тайно  наблюдал  за  строительством   фамильного склепа.

Возведение королевской резиденции было поручено лучшему архитектору средневековья – ученику Микеланджело – Хуану Баутисту де Толедо, а после его смерти «эстафетную палочку» подхватил Хуан де Эррера.

Над убранством архитектурного комплекса трудились такие художники и декораторы как Камбьязо, Тибальдини, Кастелло, превратившие Эскориал в шедевр средневековой архитектуры.

Из дальних уголков страны на строительную площадку доставлялись сосновый лес, мрамор, кованые решетки, церковная утварь, кресты, светильники, ткани, вышивки. Испанские колонисты из Америки поставляли золото, ценные породы дерева и строевой лес. Зодчие использовали мрамор всевозможных оттенков, от белого, добытого в Филабресских горах, до темно-коричневого и красноватого, привозимого из Гранады. Из каменоломен Бурго де Осма поставлялся зеленый поделочный камень – яшма. В проектировании и строительных работах участвовали именитые зодчие не только Испании, но и Фландрии, Флоренции, Милана.

Фото: John_Silver / shutterstock
Фото: John_Silver / shutterstock

Но на четырнадцатый год строительства случилась катастрофа: в  сильную грозу молния ударила в юго-западную башню, возник пожар, и реки расплавленного свинца потекли по стенам Эскориала, осложнив и без того нелегкие будни рабочих.

А подземные воды не позволили Филиппу воочию увидеть совершенство фамильного склепа. Только в 1654 году (через 56 лет после смерти короля) инженерам удалось осушить фундамент под Эскориалом и закончить строительство гробницы. Однако ее стиль уже не соответствовал задумке Филиппа II: вместо холодного гранита были использованы мрамор, золото и бронза.

Эскориал стал самым большим зданием того времени, с тысячами комнат-келий и сотнями километров коридоров. Ученые, подсчитывающие число окон и дверей, до сих пор не могут получить одинаковых результатов, и считается, что там примерно 1250 дверей и 2500 окон.

Ошеломляющий результат

Образ Эскориала настолько сложен и многозначен, что не укладывается в рамки представлений о блестяще решенной математической задаче или великолепно сыгранной шахматной партии, хотя мастерство его создателей и может вызвать подобное впечатление. В истории испанского зодчества он является первым образцом архитектурного ансамбля, которому предшествовала только Альгамбра – ансамблевое решение, принадлежащее не европейской, а восточной традиции. Эскориал удивительным образом объединил в себе монастырь, дворец, резиденцию и усыпальницу королевских персон. В итоге он представляет собой огромный каменный прямоугольник 208 на 162 метра и по форме напоминает перевернутую жаровню в память о св. Лаврентии, принявшем мученическую смерть. Первыми «постояльцами» Эскориала были монахи, которым король дал два  поручения: каждый день молиться за здоровье и благополучие королевской семьи и оберегать мощи католических святых.

Фото: May_Lana / shutterstock
Фото: May_Lana / shutterstock

«Для Господа – дворец, для короля – хижину» – давал  указания архитекторам Филипп II. И, действительно, его покои выглядят крайне скромно, будто кельи монаха. В комнатке, украшенной единственной картиной – полотном Босха «Сад радостей земных», располагаются лишь скромное королевское ложе и трон – походный стул отца, сопровождавший Карла V во всех военных сражениях.

Дверь из комнаты ведет прямо в церковь. Когда Филипп стал немощным стариком (по меркам средневековья) и уже не мог самостоятельно оторваться от постели, то наблюдал за службой, не вставая с кровати.

Кабинет еще более скромный: большой стол, за которым правитель засиживался по 14 часов ежедневно, жесткий стул и полки-ячейки для бумаг и документов. К столу можно протиснуться разве что боком (настолько тесно в этой комнате), а ведь именно отсюда «Король-паук» управлял огромной империей.

А вот «Дворец для Бога» поистине роскошен. В главном нефе собора на высоту в 4 этажа возвышается алтарь, украшенный яшмой, драгоценными  камнями и разноцветным мрамором, которые переливаются всеми цветами радуги, играя в солнечных лучах, падающих через  фонарь в куполе. Блеск алтаря символизирует центр Эскориала и цель земной миссии Филиппа II.

Громадный (300-футовый) купол базилики был сделан чуть меньше – и только в знак повиновения Ватикану – купола собора Святого Петра в Риме.

Фрески на потолке и вдоль алтарей собора выполнены руками испанских и итальянских мастеров. В то время как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье оставил такие пометки: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломленным, таким сокрушенным, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной».

https://eair.kz