Найти тему

Тадж-Махал – памятник великой любви

Оглавление
Фото обложки: leoks / shutterstock
Фото обложки: leoks / shutterstock

У тюремного окна стоял Великий могол Шах-Джахан, властитель Индии, чье величие когда-то было безграничным, имя повергало в трепет, а взгляд был страшнее молнии. В этот момент у окна стоял больной, немощный старик, у которого в жизни осталось две радости: похлебка и узкое окно-бойница в каменной стене, сквозь которое виднелся легкий, белый, как облако, мавзолей давно умершей любимой жены Шах-Джахана Мумтаз-Махал.

Встреча с чудом

Мало кто помнит сегодня печальную историю правителя Империи великих моголов Шах-Джахана, которого в борьбе за трон собственный сын Аурангзеб заточил в крепость до конца дней, предоставив единственную возможность – любоваться каждый день видом мавзолея любимой жены Шах-Джахана и матери самого Аурангзеба.

Фото: Creativa Images / shutterstock
Фото: Creativa Images / shutterstock

Избранница дворца

Шах-Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века он женился на девятнадцатилетней девушке Арджуманд Бану: встретив на базаре прекрасную бедную красавицу с деревянными бусами в руках, принц влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять ее в жены. Арджуманд получила титул Мумтаз-Махал, что переводится как «Избранница Дворца». Молодые супруги нежно любили друг друга. Несмотря на то что у Шах-Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал никакого внимания на других женщин.

Мумтаз-Махал – единственная из жен сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял, чьи мудрые советы с благодарностью принимал. За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. И вот, в 1629 году счастливую пару настигло горе: Мумтаз-Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды изматывали здоровье.

К сожалению, несмотря на все  усилия докторов, ничего сделать не удалось, и Мумтаз вскоре умерла. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах-Джахана, который возвращался из победоносного похода в Декан. Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги правитель от горя поседел и объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка. Позже в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, над могилой Мумтаз вознесся мавзолей, который, по замыслу Шах-Джахана, должен был стать символом сказочной красоты его усопшей супруги. Строительство этого грандиозного мавзолея, превосходившего красотой и размерами все остальные, продолжалось более двадцати лет.

Фото: Lebelmont / shutterstockФото: Aleksandar Todorovic / shutterstock
Фото: Lebelmont / shutterstockФото: Aleksandar Todorovic / shutterstock

Здание, равного которому нет в мире

Строительство мавзолея было событием государственной важности. Опечаленный Шах-Джахан повелел созвать совет из лучших архитекторов восточного мира. Гонцы поскакали в соседние страны с приказом любой ценой заполучить мастеров. Посланцы шаха стучались в дома Шираза и Бухары, Самарканда и Багдада, Дамаска и Стамбула. Другие гонцы срочно, насколько было возможно в те времена, доставили в Агру планы и изображения всех известных сооружений Азии – об этом так и написано в хрониках. Наконец совет собрался. Были обсуждены многочисленные варианты, изучены и забракованы сотни схем и планов. Правитель хотел построить здание, равного которому в мире нет и не будет.

В конце концов, остановились на проекте индийского архитектора по имени Устад-Иса. Шах-Джахан приказал вырезать из дерева модель будущего мавзолея, и, когда она была одобрена, началась подготовка к строительству. Мастера чертили линии будущих куполов, чиновники собирали рабочих, в карьерах Раджпутаны выпиливались глыбы лучшего мрамора. Главные каменщики приехали из Дели и Кандагара. Архитекторы Хан Руми из Стамбула и Шариф из Самарканда руководили возведением куполов, им помогал мастер из Лахора. Декоративными работами ведали бухарцы и делийцы, садовода призвали из Бенгалии, каллиграфов и художников – из Дамаска, Багдада и Шираза. Главным архитектором был автор проекта Устад-Иса. Достаточно прочесть этот список, чтобы понять, почему Тадж-Махал сочетает в себе лучшее, чего достигла к тому времени архитектура Востока, – мастера принесли на строительство опыт Бухары, Дамаска, Самарканда, Багдада, Шираза – городов, каждый из которых был славен своими мечетями, минаретами, мавзолеями, дворцами. В работе принимали участие двадцать тысяч человек. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. По легенде, к строительству были привлечены и другие иностранные архитекторы – венецианец и француз, но их подлинные имена не дошли до нас. Возможно, их вклад – это роскошный парк, который ведет к мавзолею.

Фото: Aleksandar Todorovic / shutterstock
Фото: Aleksandar Todorovic / shutterstock

Чудо среди райских кущей

Первоначально усыпальница именовалась Раоза Мумтаз-Махал либо Тадж Бибиха-Раоза, что на арабском языке означает «гробница владычицы моего сердца». Лишь позднее, во времена английской колонизации Индии, за сооружением закрепилось современное название Тадж-Махал – Венец Дворца. Дворец поражает своим совершенством и красотой своих линий и красок. Легкий, как утренняя песня, чистый, как горный родник.

Действительно, это – чудо из чудес. На века. Ни фотографии, ни картины не передают его главной черты – невесомости. Купола Тадж-Махала как бы плывут в синем небе, а стены чуть-чуть касаются земли. К мавзолею ведет ровная водная дорожка и второй Тадж-Махал, такой же легкий и невесомый, опрокинувшись, плывет в ней. Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором, сияющим, как снег под лучами полуденного солнца.

Прекрасный совершенными формами, Тадж-Махал поражает и своими деталями – изящной резьбой, ажурными решетками и драгоценными цветными камушками, сверкающими в белоснежных стенах. Сводчатые переходы украшены арабской вязью, запечатлевшей на камне некоторые из сур Корана. Вокруг Тадж-Махала разбит великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занимающий в общей сложности 18 гектаров. Согласно исламским традициям, сады представляют собой как бы райский уголок. В таких традициях и выполнен сад, окруженный стенами из красного песчаника, который представляет собой художественное оформление комплекса Тадж-Махал.

Фото: YURY TARANIK/ shutterstock
Фото: YURY TARANIK/ shutterstock

Во времена Шах-Джахана в бассейне плавали декоративные рыбки, а павлины и другие экзотические птицы важно вышагивали по дорожкам. Стражники, облаченные в белые одежды и вооруженные духовыми ружьями, охраняли сад от хищных птиц. Сады – это место, где знатные семьи собирались для отдыха и отдавали дань уважения памяти Мумтаз. Но Тадж-Махал – это еще и четко выверенное в смысле геометрии сооружение. Он построен так, что его полная высота равна ширине фасада, то есть он точно вписывается в квадрат со стороной семьдесят пять метров, причем высота портала равна половине высоты здания.

https://eair.kz