В дискуссиях о существовании Бога в пример часто приводят Альберта Эйнштейна, великого ученого XX столетия, который является символом гениальности и высокого интеллекта.
Ученый высказывался о Боге, но его суждения нередко бывали противоречивыми. Однако в этом вопросе не следует опираться на мнение гениев, поскольку их идеи оригинальны и самобытны, порой даже сложны для большинства людей. У них нет простых ответов, которые можно было бы обобщить обычным словом «да» или «нет». Это соответствуют духу высказывания: на каждый сложный вопрос есть простой ответ, и, конечно, он плохой.
Кроме того, взгляды каждого человека меняются в течение всей его жизни, поэтому следует рассматривать только те умозаключения, к которым Эйнштейн пришел уже в конце своего жизненного пути. Начнем с его подхода к классическому Богу из Библии, или Богу, который заботится о людях. Мнение ученого о библейском Боге можно узнать из его письма от 3 января 1954 года (Эйнштейн умер 18 апреля 1955 года). В письме он буквально написал: «Слово Бог — не что иное, как продукт человеческой слабости. Библия представляет собой сборник благородных, но очень примитивных легенд».
Поэтому становится совершенно очевидно — Эйнштейн не верил в библейского Бога. Тем не менее, он ссылался на «научного» бога, то есть бога, создавшего вселенную. Эйнштейн уважительно относился к философским идеям Спинозы и к его отношениям с Богом, а также неоднократно высказывался об этом мыслителе. Но Спиноза был пантеистом — отождествлял Бога с природой и космосом. Но в основном пантеизм во времена Спинозы приравнивался к атеизму, поскольку провозглашение открытого атеизма считалось бы социальным самоубийством. Так что Спинозу можно считать своего рода атеистом.
У Эйнштейна было «космическое религиозное чувство», которое он считал высшей степенью религиозной просвещенности. Это было как эмоциональное, так и рациональное отношение к явлениям вселенной, а также восхищение ими. Таким образом, ученый искренне относил себя к верующим людям, хотя его вера и не соответствовала общепринятому пониманию религии и морали. Если рассматривать всех богов, в которых человечество верило в различные исторические периоды, можно заметить, что люди стремились отграничить «собственного» Бога от других богов. Понятие Бога развивается из по-детски непосредственного, человекоцентристского облика высшего божества, полностью обезличенного Бога.
Тем не менее, концепция Бога также включает в себя логически верное усилие, направленное на поиск абсолютного начала мироздания. Мы уже знаем, как возникла вселенная и что она нуждалась не в Боге-творце, а, возможно, только в наличии мультивселенной. Из этого следует весьма закономерный вопрос, который можно повторять бесконечно: как же возникла мультивселенная. Решением должно быть «абсолютное». Однако для Бога нет никакого смысла руководствоваться «абсолютным» или концепцией абсолютного мира, поскольку, по мнению Эйнштейна, это довольно двусмысленный термин. По мнению ученого, совершенно неясно, о чем действительно говорил Бог. Кроме того, именно эта концепция была дискредитирована различными толкованиями. Поэтому термин «бог» часто является олицетворением эгоцентричной сущности человека, который использует «абсолютное» для достижения собственных целей.
При всем уважении к личности Эйнштейна, следует признать, что по своей натуре он был скорее физиком и не так сильно интересовался философскими учениями (хотя и знал о них гораздо больше, чем большинство физиков его времени). Именно по этой причине его взгляды на вопрос существования Бога можно считать немного дилетантскими. Если мы будем мыслить логически, то обнаружим, что абсолютный мир не может иметь никаких известных нам свойств, потому что такое положение вещей не будет соответствовать законам логики. Известнейший философский спор состоит в том, что Бог (как предполагаемое «абсолютное») не может быть абсолютным, поскольку он не может быть всемогущим. Так, он не может создать гигантский камень, который он будет способен поднять самостоятельно. Такие неразрешимые противоречия создают достаточно большое количество свойств, имеющих относительный характер. Единственное верное решение по этому вопросу состоит в том, что «абсолютное» не имеет свойства, о котором мы можем узнать. Для нас совершенно очевидна простая истина: «абсолютное» полностью непостижимо для человека. Мы ничего не можем сказать о нем, тем более описать его.
Согласно вышеупомянутой концепции, «Бог» лишен человеческого облика. Его нельзя соизмерить со всем, что есть в нашей вселенной или мультивселенной, а все наши понятия и представления непригодны для понимая Бога. Это так называемое «апофатическое богословие», которое провозглашает логически правильную предпосылку непознаваемости Бога.
Именно поэтому наше высочайшее «чувство» знания и человеческого интеллекта не способно постичь «абсолютное», а все, что говорят о нем (или ощущается человеком), является бессмыслицей и его полным отрицанием. Следовательно, оно определяется только в негативном аспекте и можно однозначно заявить, что его не существует и не может существовать в нашей вселенной. В этом смысле оно просто отсутствует в качестве явления объективной действительности. Поэтому мы можем только описать наш мир как относительный и конечный во всем (бесконечность также является абсолютной и, следовательно, является свойством, не имеющим особого смысла).
Кому-то может покажется, что заявление об относительности и конечности всего мироздания является абсолютным и противоречит самому себе. Но это всего лишь заблуждение. Данное суждение применимо только для плоскости, которую мы хорошо знаем (будь то вселенная, мультивселенная или пространство за ее пределами), то есть для плоскости, которая представляет 0% от всего мира. Таким образом, общая относительность и бесконечность могут быть только абсолютными или относительными утверждениями.