Найти тему

Пышминские «командировки»

Очередное приглашение в гости к внучатам из Верхней Пышмы. Представляешь дорогу с пересадками-пунктирами шестичасового маршрута, внушаешь себе энергичность и скорость и всё ради момента, когда обнимешь каждого ребёнка, особенно малышку. Моя Мама частенько ворчит: «Зачем отпустила свою дочь учиться в Екатеринбург? Вот и живут теперь далеко». Задумаешься, как так легко отпустила - а разве можно не дать птице летать.

Ускорить время в пути можно только с книгой. А больше когда ещё досыта почитаешь. Электричка, междугородняя маршрутка, метро, автобус. Почему-то за все годы, что сажусь в сто восьмой или сто одиннадцатый автобусные маршруты от Екатеринбурга до Пышмы при оплате за проезд каждый раз мелькает один и тот же вывод из наблюдений – опять новая кондукторша. Такая профессия, никого не задерживающая на этом месте работы. Толпы народа, по цветовой гамме чаще тёмных оттенков в общей массе, толкотня, чужие руки, много глаз разного настроения, звук открывающихся-закрывающихся дверей, объявление остановок, врывающийся холодный ветер, мокрая грязь под ногами. Часто кондукторши сами расспрашивают пассажиров, какая сейчас будет остановка… Мы-то пассажиры терпим всё это с мыслью – это временно, скоро приедем к своей сегодняшней цели, а кондукторам качаться и протискиваться из одного конца автобуса до другого целый день, если вытерпит – неделю-другую.

Наконец-то, на запрос по домофону высвечиваются красные буковки почему-то английского - OPEN. Скользишь по кафелю в лифт, на ходу раздеваешься, а там – на площадке уже выглядывают блестящие глазёнки!

Моё утро начинается в пять пятнадцать, так как в шесть раздаётся грохот падающей на пол бутылочки с молоком и соской, выкинутой из деревянной кроватки самой маленькой внучкой - так просыпается Аврора – наша богиня утренней зари, и так она подаёт сигнал каждый день. Думаешь при всём этом регулярно происходящем, надо же, ещё пупсику и годика нет, а поди ж ты, что у неё в мышлении о способах, как поднять семью на ноги. А ещё Аврора – «Стрелец» по гороскопу, как и её сестра Ариадна и Мама Аня. Этот режим действует и в рабочую неделю, и в выходные. Начинаем новый день с улыбок и водных процедур. Она успевает ногой скинуть всё, что находится на раковине - бутылочки с жидким мылом, зубные щётки, руками потрогать все краники. Пока высыхаем во фланелевой пелёнке, подходим к окну. На улице темно, экономно-раздражающе-тусклый свет фонарей. Машины, плотно прижавшись друг к другу на самовольной стоянке, повторяют все контуры дорог и тротуаров, ждут своих водителей, заполоняющих суетой городскую жизнь. Мрачный лес, пока ещё сохранившийся за девяти и двенадцати этажными домами, обречённо понимает, что скоро и он уступит своё место новостройкам. Когда новосёлы обживали ещё только первый дом, во время прогулок с детьми после дождя можно было наслаждаться густыми ароматами хвойных деревьев и грибов. Каждый очередной новый дом отдалял богатство Природы – прогонял Её… По небу ежедневно прокладывают серебристые нити - воздушные трассы - реактивные самолёты. И всегда в одном и том же направлении. А мы ими восхищаемся, как они умеют высоко летать, много видеть.

В один из своих приездов подарила трёхлетней Ариадне большую коляску для кукол. Доставила её из Баранчинского – Лидиного магазина «Успех». Действительно, весь товар этой хозяюшки пользуется большим успехом. Дошкольница немного покатала свой игрушечный народ, сама попробовала быть лялькой в ней. Комнатный «транспорт» прошёл испытание – картонное дно не вывалилось. На практике оказалось, коляска прибыла сюда для жавороночка – Аврорушки. Посадив в неё на мягкую подушку эту девочку, катая её везде за собой по квартире, можно успевать выполнять много дел: собрать высушенное бельё, закинуть новую партию в стиралку – в день по три захода, поэтому и называем машину «Золушкой» и благодарим её, как человека, когда раздаются сигналы оранжево-зелёных светящихся кнопочек. Куда бы ни пошли, за собой тянем колясочку, воркуя с малышкой. Она всё слушает внимательно, столько слов у людей, особенно у соскучившейся бабушки, умолкающей только во время сна девчушечки.

Постепенно квартира пробуждается, всё и все движутся: кто завтракать, кто ранец утрамбовывать учебниками, кто косички заплетать. От каждого малышке достаётся улыбка, ласковое слово. Она хоть и маленькая, но самая умная и добрая, щедрая, любимая и любящая. Внимательно рассматривает наряды старшей на три годика сестрёнки, собирающейся в детский сад. Мы думаем, что Аврора помнит слова, которые кричала Ариадна: «Сестра, сестра!» Когда почти год назад поехали всей семьёй в род-дом за новорожденной богиней уральской зари, объявили Ариадне: «У тебя будет сестрёнка!» Трёхлеточка так и поняла по-своему, что именно ей и должны отдать в руки эту живую куколку, а тут её родители несут сами, вот и бежала со слезами Ариадна за взрослыми и требовала отдать нового человечка.

В комнатах стало просторней – жители её распределились каждый по своей возрастной социальной лесенке: работа, школа, детский сад. Теперь можно спокойно позавтракать и Аврорушке. Для этого у неё есть высокий столик с таким же по высоте неразлучным стульчиком. В меню творожок или кабачок с печенью, тёртые фрукты в маленьких баночках детского питания. В обеих руках ложки, стукотня по столешнице. Предложенную кружечку с питьевой водичкой обязательно попробует рукой, побулькав в ней. Вместе с девочкой едят щёчки, носик, подбородок, игрушки, картинки о животных и пернатых в книжках с толстыми картонными ламинированными страницами. Когда Мама уходит на курсы портних, пробуем бульоны супов, кисленькие фрукты, от которых однажды в уголках рта остались розовые пятна. Вот перепугалась-то и ругала себя за спешку и непослушание перед наказами-запретами дочери ничего не давать раньше времени. Вывели те пятнышки сметанкой, она успокоила раздражение кожи. Зато как жадно ребёнок всасывал фруктовый сок из мякоти, хочется же разнообразных витаминов. Нас вновь встречает умывальная – мы в ней самые частые посетители.

Высоченный комод тоже ждёт нас с переодеванием. Даём возможность попробовать открыть самой и вместе все эти вертикальные дверки и горизонтальные ящички. Знакомимся с окружающим предметным миром. Яркие распашонки и ползунки, комбинезон и носочки – большая часть будет раскидана хозяйкой этого гардероба. Надо же ей учиться действовать со всем этим текстильным содержимым.

Любимое место малышки – широкая кровать, застланная белым одеялом с одной стороны, с другой оно всё в цветах. Любит рассматривать и пальчиками трогать нарисованные полоски, горошки, квадратики. С одного бока стопкой сложены одеяла и подушки. Встаёт и держится за эту стопку-высоту, смеётся, нежится головой об них. Начинает ползать на больших скоростях по этому пятачку. На стене рассматривает обои с картинками о домах, транспорте и людях. Иногда со стенкой бодается. Первые зубки помогают высказать своё недовольство чем-либо и покусать мою руку.

В десять месяцев ладошки стали «ножками»! И этот большой человечек дождался возможности самостоятельно передвигаться по всей квартире. Смотришь на её улыбку, освещающую понимание своих достижений, радуешься вместе с малышкой новым впечатлениям-открытиям.

Прогулка в карете – так называем красивую современную коляску, у которой есть и дождевик прозрачный, и деталь из ткани, похожая на заслонку в русской печке, защищающая от ветра и любопытных глаз, когда новорожденная ещё маленькая. У других мамочек и деток мы увидели такое решение, если коляски по проще – от ветра вокруг верхней части вкруговую завязывают широкими шарфами, оставляя маленькую щёлочку для воздуха. Старый народ раньше учил от сглаза ребёночку на шапочку пришивать яркую бусинку-пуговку, лучше красную – отвлекающий момент или чуть-чуть капельку помазать на лобик крем с молитвой. Вспоминаю, как для своего первенца поехала тоже за современной коляской не куда-нибудь, а в Пермь – ближнее место. Через неделю уже в род-дом, а нам подавай всё красивое. Тогда в моде и большой редкостью были коляски с колёсами из белой резины. У всех чёрные колёса, у нашей – молочного цвета. Многие тогда спрашивали, где и как достали. Народ всегда что-нибудь да достаёт, какую моду время подбрасывает, за тем и гоняется.

На улице внучка быстро засыпает, на этот момент припасена книга для чтения, чтобы насладиться пару часов. Читаешь, вдруг почувствуешь чей-то взгляд. Слышится нерусская речь строителей с Азии, мелькнут из-под каски глаза, видящие сквозь нас свою семью в далёкой жаркой стране, ожидающей кормильца с заработками. Некоторым из них уже повезло, ипотеку на Урале оформили, родных перевезли на чужую холодную родину.

В десять с половиной месяцев неожиданно наша юная плясунья удивила всех нас, встав на ножки без поддержки и начав ритмично в такт музыке полу-приседать. Анин синтезатор, оставленный на полу для Ариадны, чтобы учить ноты, примагнитил и самого большого «музыканта». С какой только стороны ни пробовали оседлать необычный предмет, издающий мелодичные звуки. Чего только нет у этих взрослых.

Вечером купание в ванной. Родители моют доченьку по-родительски, но, как мне кажется, очень быстро. А мы плаваем на моих руках или надувном круге. У нас плещутся встречные волны, рассказывающие о морях. Колыбельные слушались всеми тремя детками-внучатками. Репертуар всё тот же. Первый ребёнок на руках, второй, третий - отец всё пел-звал Антошку копать картошку, на ночь глядя-то, вот и не шёл трудиться паренёк с ложкой. Моя песенная копилка наполнялась в студенческие годы на музыкальных занятиях. Одна народная песня всегда выручает. Как затянешь «На улице дождик з ведра поливает, з ведра поливает, брат сестру качает. Сестрица родная, расти поскорее, расти поскорее, да будь по умнее», так дитятко и засыпает.

А мы с внуком Пашенькой за уроки и переводы с английского. Иногда до половины первого. Радость в это время приносит только память правильного перевода слов, выученных с Ларисой Николаевной Власенко – учительницей иностранного языка полвека – вечность тому назад в провинциальной родной и любимой школе номер двадцать.

2018 год