Будущий президент Финляндии был любимцем фортуны и женщин
Густав Маннергейм навечно вошёл в мировую историю как человек-легенда. Прожил восемьдесят три года и пережил несколько эпох и войн. Кавалергард и путешественник, генерал Российской императорской армии, а позднее — главнокомандующий и президент независимой Финляндии. Ещё при жизни Густав Карлович вызывал самые разнообразные чувства — от восхищения и уважения до страха и ненависти. Начался же звёздный путь Маннергейма с Санкт-Петербурга, города, сыгравшего ключевую роль в его судьбе.
Трудное детство
Карл Густав Эмиль Маннергейм родился 4 июня 1867 года. Третий ребёнок шведского барона и финляндской графини, он очень рано повзрослел. Густаву было 13 лет, когда его отец сбежал во Францию с любовницей. Через год покинутая графиня умирает, оставив семерых детей без средств к существованию.
Подросток оказывается на воспитании у деда. Учится в кадетском корпусе недалеко от Выборга. Но накануне выпуска он исключён оттуда за самоволку. Родственники в растерянности. Но неожиданно для всех юный Маннергейм решает сделать серьёзную военную карьеру. Тем более что экономическое положение его приёмной семьи на тот момент стремительно ухудшается.
Выбор падает на Николаевское кавалерийское училище в Петербурге. Чтобы поступить туда, Карл Густав начинает усердно изучать русский язык.
В сентябре 1887 года Маннергейм зачислен в Николаевское училище. А ещё через некоторое время он знакомится с великим князем Николаем Александровичем (будущим императором России Николаем II), уважение к которому барон пронёс через всю жизнь.
Через два года Густав оканчивает училище с отличием и производится в офицеры. Но как интересно при этом повторяется история! Незадолго до выпуска Маннергейм грубит старшему по званию и его определяют в солдаты. Только благодаря помощи влиятельных родственников, Густав был прощён начальством.
Густав Маннергейм знал восемь языков — финский, русский, шведский, английский, немецкий, французский, китайский и польский
Кавалергарда век недолог
Заветная мечта — служба в гвардейском кавалерийском полку (куда зачисляли только с разрешения императора и только рослых красавцев) — скоро осуществилась. На это событие заботливые родственники собрали и подарили ему три с половиной тысячи рублей. Весьма приличную сумму — за 50-70 рублей в месяц можно было снять в престижном доме шикарную квартиру.
Но и расходы молодого кавалергарда были огромны. За свой счёт он должен был приобрести семь видов формы и двух лошадей определённого окраса. Несмотря на своё очень скромное материальное положение, Густав уже тогда стал требовательно относиться к своему внешнему виду. В последующие десятилетия он в любой ситуации был в безупречно аккуратной форме и идеально начищенных сапогах.
Вообще, жизнь кавалергардов поначалу немало удивляла Густава. Особенно после Николаевского училища. Никакого рукоприкладства. Никакой ругани. Полное отсутствие дедовщины. Уважение к солдатам. Равенство среди офицеров. Все обращались друг к другу на «вы». И, что самое главное, не пили на брудершафт. Но и от рюмки водки, наполненной до краёв, не отказывались. Ведь выпить её — это особое искусство.
Впоследствии, уже в Финляндии, будучи маршалом, Маннергейм наблюдал за своими генералами. Те, получив наполненную до краёв рюмку водки, тут же её проливали. Чаще всего в тарелку. И тогда ехидный маршал интересовался: «Вы что, хотите приправить своё блюдо алкоголем или разбавить соус?»
Испытанием для Густава был и особый дворцовый караул, в котором кавалергарды находились «сутки через трое». Продержаться эти сутки было непросто.
Главным испытанием была часть формы — лосины. Их сперва смачивали, а затем посыпали изнутри мыльным порошком, после чего несчастную жертву в голом виде туда «втряхивали».
Смотрелось содержимое красиво — рейтузы отлично облегали ноги. Но когда лосины высыхали, несчастный начинал испытывать страшные мучения и, наверное, понимал, почему «кавалергарда век недолог».
Русский денщик
До самого конца своей военной службы Маннергейм держал при себе русского денщика. На все недоумённые вопросы маршал отвечал, что больше в финской армии никто не умеет чистить сапоги так хорошо, как этот человек. Примечательно, что Карл Густав всегда обращался к нему строго по имени-отчеству.
Жениться надо на сироте
Красивый, высокий, обаятельный Карл Густав неизменно вызывал самые тёплые чувства у противоположного пола. А молодой офицер был весьма неравнодушен к женскому вниманию. Круг его знакомств стремительно расширялся. В том числе и с замужними женщинами. И это породило немало сплетен в петербургском обществе. Так что председателю офицерского собрания Андрею Дашкову пришлось напомнить молодому корнету о существовании такого института, как брак.
Маннергейм по-военному быстро отзывается на недвусмысленный намёк. И, чётко представляя свои цели и задачи, делает предложение девице Анастасии Араповой, дочери покойного генерал-лейтенанта. Отец девушки умер в 1884 году, мать — в 1890. И незамужняя сирота стала обладательницей огромного состояния. На момент свадьбы оно составляло 800 тысяч рублей, не считая двух имений и дома в Москве. Это была выгодная партия. Маннергейм избавлен от финансовых затруднений. Теперь он может заводить самых дорогих лошадей и шить мундир у лучших портных.
Правда, вышла небольшая заминка. Русские родственники невесты настаивали на переходе жениха в православие. Маннергейм в этом вопросе не сдавался, и свадьба прошла в два обряда — православный и лютеранский. Хотя шведские родные и были очень недовольны выбором Густава.
Через год у молодой четы родилась дочь Анастасия. Всё шло на удивление хорошо — прекрасная карьера, любимое дело, выгодная женитьба. Но в июле 1894 года во время вторых родов у Анастасии Николаевны умирает сын. Общее горе невозвратно разделяет супругов. Через год в семье снова появляется ребёнок — дочь Софья. Но это не спасает положения. Маннергейм становится беспричинно вспыльчив и раздражителен. Супруга отвечает ему тем же. Брак даёт глубокую трещину.
«Смотрел на жизнь, как на майский луг, по которому бродили женщины и кони»
Карл Густав ищет утешение на стороне и очень быстро его находит. Так же быстро узнаёт об это его жена. К 1903 году супруги ещё живут под общей крышей, но друг с другом практически не общаются. И в какой-то момент, приняв единственно правильное для себя решение, баронесса Маннергейм переводит все свои деньги в Париж. Почему-то не предупредив об этом мужа. И с двумя дочерьми уезжает на Лазурный берег. Карл Густав с любовницами и долгами остаётся в Петербурге.
Официально Маннергейм разведётся с женой только в 1919 году — и то под давлением обстоятельств. Когда он претендовал на пост президента Финляндии, финские газеты ставили ему в упрёк и любовь к России, и русскую жену.
Личная жизнь маршала в последующем так и не сложилась. Правда, он всегда имел бешеный успех у женщин всех возрастов и сословий. Биографы насчитывают более пятидесяти увлечений. Среди них графиня Елизавета Шувалова, балерины Тамара Карсавина и Екатерина Гельцер, княгиня Мария Любомирская, актриса Вера Шувалова...
Автор текста: Екатерина ГОЛОФАСТ
Это интересно:
Память
В Петербурге на Шпалерной ул., 41 работает гостиница «Маршал». Здесь находится постоянная экспозиция, посвящённая Маннергейму, и установлен его бюст. По этому адресу располагались когда-то конюшни Кавалергардского полка, в котором начинал свою службу Карл Густав.
Спаситель от предрассудков
Во время коронации Николая II барон cумел отличиться неожиданным образом. Согласно протоколу, царь должен был входить в храм без оружия. Поэтому император отстёгивал саблю и передавал её одному из кавалергардов. И в этот момент Николай II задел цепочку, на которой висел орден Андрея Первозванного, и она оборвалась. Орден бы упал, не подхвати его Карл Густав. Падение такой награды на землю в глазах суеверных подданных могло бы стать зловещим предзнаменованием. Николай II позднее отметил эту расторопность Маннергейма специальным подарком — своей фотографией с дарственной подписью.
Материал из выпуска №8 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Русская гвардия».