Он любил Елец и завещал похоронить себя здесь. Елец выполнил просьбу одного из самых знаменитых своих сыновей. Когда в 2000-м в городе открыли дом-музей, композитор написал в книге отзывов: «Спасибо за возвращение в детство». Именно в Ельце Хренников получил свое начальное музыкальное образование и написал первые произведения.
Тихон Николаевич Хренников родился 10 июня 1913 года в большой, дружной семье из обедневшего купеческого рода. Однако его отец Николай Иванович, работавший приказчиком, всем десятерым детям дал хорошее образование, какого не имел сам.
Первый учитель
Детство композитора пришлось на Первую мировую, где убили его среднего брата Глеба, которому прочили карьеру оперного певца, и Гражданскую, когда семья полностью обеднела. Самый младший, Тихон, рано стал самостоятельным: в пять лет научился читать и писать, в шесть — сам записался в школу. Здесь он встретил своего первого наставника — школьного учителя пения Ивана Матвеевича Зизюкина, который открыл в мальчике голос и записал в школьный хор. Зизюкин был легендарным человеком в Ельце - через его хор прошла почти вся молодежь города. В 20-е годы он создал хоры практически при каждой школе, так как считал, что музыка развивает и облагораживает людей.
Пианино
Хренниковы были музыкальной семьёй, каждый мог играть на гитаре, мандолине. Тихон мечтал о фортепиано — это было неслыханной роскошью в те времена. Подержанное пианино младшему брату купила сестра Софья. Она работала учителем математики в железнодорожной школе, сейчас школа N 17 в Ельце, и была заведующей библиотекой. Зарплату задерживали месяцами. Но однажды долг выплатили полностью, и Софья решила потратить деньги, чтобы воплотить мечту брата. Уже в девять лет Тихон овладел инструментом. Его учителем стал чешский музыкант Иосиф Кветонь, который в это время жил в Ельце.
У него мальчик получил и первые уроки теории музыки: по каким законам соединяются звуки, создаётся мелодия.
К Гнесину
Следующим учителем Хренникова стал ученик известного пианиста Константина Николаевича Игумнова Владимир Петрович Агарков. В середине 20-х он переехал в Елец и давал частные уроки. Агарков был самым дорогим учителем в Ельце— его уроки стоили 25 рублей, тогда как у других — всего пять. Когда Агарков прослушал Тихона, заявил, что с таким учеником готов заниматься бесплатно. Свое первое сочинение, этюд для фортепиано, Тихон Хренников написал в 13 лет. В 14 с папкой нот приехал в Москву к Михаилу Гнесину.
Известный педагог отнёсся к мальчику с симпатией и посоветовал подучиться в музыкальном техникуме. После окончания «Гнесинки» Хренникова сразу приняли на второй курс консерватории. Его дипломной работой стала «Первая симфония». В октябре 1935 года она прозвучала в Большом зале Московской консерватории и сделала Хренникова знаменитым не только в России, но и за рубежом: симфонию включили в свой репертуар американские дирижёры. Режиссёр Владимир Немирович-Данченко предложил молодому композитору написать музыку для оперы.
Хренников и Сталин
За основу был взят роман Николая Вирты «Одиночество», о гражданской войне. Главным в нём был конфликт внутри русского крестьянства, сначала восставшего против большевиков, а потом принявшего их.
Опера была поставлена в 1939 году. Её посмотрел и Сталин, она ему очень понравилась. Она была созвучна его мыслям. В это время Советский Союз переживал непростые времена: близилась война с Германией, финская кампания показала слабость Красной армии. В опере же Хренников иносказательно дал ответ на вопрос: поддержит ли народ Советскую власть и Сталина, если страна окажется на грани выбора, поднимется ли как один на войну? И Сталин увидел в этой опере ответы на мучившие его вопросы.
Буквально через несколько дней после посещения Сталиным театра Хренников стал членом редколлегии главного музыкально-теоретического журнала «Советская музыка». Так началась его карьера музыкального чиновника. Однако благоволение со стороны властей не спасло семью композитора.
Репрессии 1937-го
В 1937 году по доносу арестовали братьев Тихона Хренникова: Николая, который был директором школы в Ельце, и Бориса, который служил начальником железнодорожной станции Лучок. Тихону Николаевичу удалось собрать гонорар для известного адвоката и добиться публичного рассмотрения дела брата Николая. Того отпустили прямо в зале суда. Бориса же судила «тройка». Он умер в 1942-м в лагере в Архангельской области от истощения. Для Хренникова это стало сильным ударом, он всю жизнь себя корил за то, что не сумел спасти брата. Сам пережив трагедию репрессий, Хренников всегда старался помочь другим. В 1948 году, когда его, по личному предложению Сталина, назначили председателем Союза композиторов. Хренников произнес с трибуны слова осуждения в сторону Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Их обвиняли в упадничестве и несоответствии духу соцреализма, однако никто из советских композиторов не был подвергнут репрессиям. За 43 года, которые Союз композиторов возглавлял Тихон Николаевич, не было выдано ни одной отрицательной характеристики. В 1958 году Хренников добился отмены Постановления ЦК КПСС от 1948 года как ошибочного.
Как соловей о розе
Со своей будущей женой Кларой Арнольдовной Вакс Хренников познакомился на работе. Композитор пришёл в Бюро пропаганды общества композиторов, где в это время работала Клара, поинтересоваться, что о нём пишут газеты. Она поинтересовалась: «Вы кто?» В ответ услышала: «Тихон Хренников». Молодой человек прочитал газету и вернул, не стал как прочие досаждать просьбами отдать газету на память. Так она обратила на него внимание. Но ухаживания за девушкой были долгими. Клара была замужем, на четыре года старше и увлечение Хренникова считала мальчишеством. Но он был упорен.
Романс «Как соловей о розе», который был написан к постановке Шекспира, Тихон Николаевич посвятил своей Кларе. Правда, она осталась музыкой недовольна. В тот же вечер Хренников переписал пьесу и получился шедевр.
Однажды, Тихон Хренников вместе с друзьями Василием Соловьевым-Седым и Иваном Дзержинским, чтобы подтолкнуть Клару к решительному шагу, разыграли сценку перед дачей Клары и ее мужа Бориса. Товарищи Тихона уложили на заднем сиденье автомобиля и кинулись в дом с криками: «Авария. Тихон умирает». Не обращая внимания на мужа и свекровь, Клара бросилась к любимому. Правда, Клара всё равно на развод не соглашалась.
Тогда Хренников пришёл к не домой и сказал при свекрови и муже: «Ты должна уходить от Бори. Я купил билет в Елец и должен познакомить тебя со своей мамой». Плакали все. Муж Борис отпустил свою жену. Клара вышла замуж за Хренникова.
В 1940 году у Хренникова родилась единственная дочь Наталья. Её сын Андрей Кокарев создал Фонда в память о своём деде и учредил областную премию имени Тихона Хренникова. Продолжателем музыкальной династии стал правнук Тихона Николаевича - Тихон Андреевич Хренников-младший. В 2012 году он окончил Московскую консерваторию. В 2018-м дебютировал с симфонией "Память о Сталинграде", снова рассказав о великой войне, которую пережил его прадед.
Мы из Ельца
Война застала Тихона Николаевича в Москве. В то время снимался фильм «Свинарка и пастух», музыку к которому писал композитор.
Как и многие творческие люди, Хренников часто выезжал выступать на фронт. Однажды в 1942-м во время концерта, на который пришли жители соседних сел, началась бомбёжка. Тихон Николаевич увидел на руках одной из женщин двоих детей, закрыл их собой и отнёс в бомбоубежище. Когда женщина поблагодарила композитора и сказала, мол, и сама бы могла справиться, он ответил: «Как не хочется, чтобы русские женщины привыкали к тому, что должны справляться сами».
В Берлин в 1945-м Хренников вошёл вместе с армией Чуйкова. Позже в воспоминаниях он напишет: «Я, по-видимому, один из тех, кто видел надпись «Мы из Ельца!» на рейхстаге собственными глазами. Это было 2 мая 1945 года. Я стоял около горящего здания. И был счастлив, что мои сограждане, мои земляки дошли до этой цитадели германского фашизма. Я был счастлив, что я ельчанин».
Тихон Николаевич на всю жизнь остался ельчанином и никогда не забывал свой родной город. Благодаря помощи знаменитого композитора в 1969 году в Ельце открылось музыкальное училище. Он организовал в Липецкой области конкурс хоровых коллективов, благодаря которому многие юные музыканты получили путёвку в жизнь. Помог и в преобразовании Елецкого педагогического института в классический университет. Тихон Николаевич завещал похоронить себя именно в Ельце.
Он говорил: «Для меня самое святое место на земле — мой родной и любимый город Елец. С ним связаны моё детство и юность. С ним связана жизнь самых дорогих и милых моему сердцу людей».
Хренников не хотел помпезных памятников на своей могиле, только деревянный православный крест. Ельчане выполнили и эту просьбу, установив недалеко от могилы бюст и рояль с нотами, который напоминает сердце: сердце, которое всегда было полно любви к людям и Ельцу.