Советская история насчитывает десятки моделей грузовых троллейбусов, которые широко использовались в горнодобывающей отрасли, строительстве и для буксировки неисправного общественного транспорта. Нередко при помощи троллейкаров оказывалась техпомощь и ремонтировалась контактная сеть. Согласно имеющимся историческим данным, в эксплуатации троллейвозы обходилась дороже стандартных грузовых автомобилей с ДВС.
Первые троллейкары стали выпускаться в 30-х годах, представляя собой кустарно переделанные пассажирские модели ЯТБ. Как правило, их использовали для выполнения перевозок в пределах депо. Первым серийным грузовым троллейбусом является модель ТГ, которая выпускалась Сокольническим вагоноремонтным заводом.
Модификация троллейкара ТГ-4 имела уже платформу бортовоого типа, позволяющая с удобством проводить погрузочно-разгрузочные работы. Для повышения мобильности техники решено было оснастить троллейвозы дополнительно 70-сильным двигателем. Уже с 1964 года выпускался вариант ТГ-3М с более мощной силовой установкой и отсутствием окон на грузовой платформе. Масса грузового троллейбуса доходила до 12 тонн.
Максимальная скорость грузового троллейбуса составляла 50 км/ч. Всего было изготовлено примерно 400 троллейкаров семейства ТГ. Большая часть из них эксплуатировалась в Москве. Последний экземпляр работал до 1993 года, когда уже СССР перестал существовать.
Отдельного внимания заслуживают троллейкары-самосвалы, которые выпускались на шасси грузовиков МАЗ-525, МАЗ-205 и ЯАЗ-210. Автомобили оснащались электрическими моторами от троллейбусов суммарной мощностью от 172 кВт. Вдоль маршрута следования натягивалась контактная сеть, и троллейвозы курсировали по ней для выполнения грузовых работ. Отмечается, что производительность данного вида транспорта была на 76% выше обычных самосвалов с ДВС.
В 1964 году на Белорусском автомобильном заводе выпустили огромный троллейкар, который был оборудован дополнительно дизельным мотором. Самосвальный автопоезд БелАЗ-7524-792 мог перевозить грузы общей массой до 65 тонн! Мощность двигателя составляла 520 лошадиных сил, а тяговый генератор обеспечивал дополнительно до 300 кВт. К сожалению, было выпущено всего несколько экземпляров подобных троллейвозов.
Одной из последних разработок троллейвозов является БелАЗ-75191, который обладал грузоподъемностью до 110 тонн. В 1986 году было выпущено два экземпляра, доказавшие свою эффективность в глубоких карьерах.
Оцените, пожалуйста, статью и подпишитесь на Канал - ПОДПИСАТЬСЯ