Найти в Дзене
Игры со смыслом

Observation. Захватывающий сай-фай триллер.

Оглавление

Не скучали по старым добрым сай-фай триллерам? Скандальный, по мнению некоторых пользователей Steam, Epic Store и разработчик Devolver Digital принесли нам немного ностальгическое произведение о трудности рутинного бытия искусственного интеллекта. И сделали это с уважением.

Официальный промо-арт
Официальный промо-арт

Где именно проходит грань между почтительным цитированием и наглым заимствованием идей? Я бы сказала, что часть ответа кроется во времени, прошедшем с момента выхода первоисточника, часть в перспективе, взгляде под новым углом.

Время:

-2

Сильное влияние 2001: A Space Odyssey Стэнли Кубрика (в русском прокате Космическая одиссея 2001 года) заметно без использования аналитических алгоритмов. Фильм вышел в 1968 году. С тем же успехом, с точки зрения молодежной ЦА, его могли покадрово выбить на древних месопотамских табличках. Кроме увлеченных научной фантастикой людей, да ветеранов космических войн, кто на самом деле видел этот эпос. Но, вещь получилась настолько легендарная, что даже незнакомые с темой могут понять, что когда твой локальный ИИ начинает напевать Дейзи Белл пора рвать когти.

События игры происходят в 2026. Почти завтра, практически сейчас. И ты в это веришь.

Перспектива:

-3

Решение, которое я лично считаю потрясающим, отдать под контроль игрока не персонажа-человека, а СЭМ (System Administration Maintenance) станции. То есть даже не ИИ, а продвинутого помощника, оператора МКС Observation.

За происходящим вы наблюдаете через установленные на станции видеокамеры и возможности ограничены их углом обзора, а также собственной ОС. Иногда СЭМ оперирует небольшой сферой. В её механическом тельце можно выходить в открытый космос и выполнять другие задачи.

-4

Человеческий персонал полагается на вас. Но и вы зависите от них. Предсказывать вашу эмоциональную реакцию не возьмусь, но, как мне кажется, игра рассчитывает, что СЭМ сформируют основанную на привязанности связь с главной героиней Эммой Фишер. В моем случае так и вышло. Мы с СЭМом трогательно заботились о единственном оставшемся члене экипажа.

Совет: Если вы не понимаете текущую задачу, войди в режим ответа и ключевые объекты подсветятся красным. Особенно полезно почти в начале игры, когда нужно осмотреть повреждения сенсорами сферы. Не стесняйтесь переспрашивать Эмму.

Большую часть игры вам, как игроку, банально страшно за жизнь астронавтки. Страшно за существование СЭМа. Страшно, можно ли доверять своим глазам и показаниям камер. А местами вы страшитесь за самого себя.

-5

Эта игра хоррор больше, чем многие тайтлы, громко заявляющие что они хоррор. А ужас в космосе это отдельный жанр, незаслуженно испорченный неправильным употреблением сюжетных клише, нарративных добавок и плот твистов. Существующий и привлекающий внимание и по сей день благодаря нескольким великим китам. Сместив фокус с рассказчика-человека на ОС СЭМ авторам удалось рассказать почти ту же самую историю по-новому.

Взлет и падение МКС Обзервейшен.

-6

Вообще, частая и неизбежно тоскливая проблема игр, делающих ставку на нарратив, в загубленной концовке. Нежданный твист, переворачивающий жанр с ног на голову, обрубленные и провисшие сюжетные линии или, прости господи, открытый финал. Всё это способно настолько испортить впечатления, что прокисший сюжетный кефир не сгодится даже на тесто.

Открытые финалы - это отдельная сердечная и головная боль, а также невыносимые моральные страдания. Триггер-ворнинг надо ставить на таком. По частоте использования в различных произведениях даст фору тропу про мщению за мертвую жену/дочь/иную женщину. По-моему это признание в собственной беспомощности как автора. Не беря в расчет незначительное количество исключений, мне кажется, что этот прием не "заставляет читателя думать", а демонстрирует, что сами сценаристы не справились с задачей, не упростили уравнение, не подвели к единственно верному выводу. Я пришла за историей, а получила набор полуфабрикатов. Вопрос дискуссионный и непременно поднимем его отдельно.

-7

Да, играть:

  • Отличное звуковое сопровождение. В открытом космосе только настороженная тишина, странные шорохи сбоящего оборудования внутри.
  • Оформление экранов взаимодействия с элементами управления станцией. Я от него в восторге. Сбои, строчки кода, примитивный интерфейс старых версий БИОС. Иногда у меня было впечатление, что он выходит за пределы моего монитора. И я оператор оператора. Всё по-настоящему, без шуток.
  • Визуальный дизайн воскрешающий в памяти старые научно-фантастические фильмы в том числе.
  • Прекрасная работа актеров озвучивания. Эмма Фишер убедительна настолько, насколько это возможно вообще.
  • Закончила прохождение вчера и впечатления ещё свежи. Проспала положенный час для "пора баиньки", в ущерб работе, потому как невыносимо хотела узнать чем закончится история. Я узнала и не была разочарована.
-8

Да, играть, но только по скидке:

  • Повторяющиеся мини-игры, которые могут вызывать раздражение и выбивать из атмосферы.
  • Порядком корявая лицевая анимация. Из хороших новостей, мы нечасто видим людей так уж близко.
  • Космического откровения или прозрения не будет. Просто вы откроете глаза, а потом откроете их ещё раз.
  • Часто непонятно, что делать и куда лететь. Кто виноват намного понятнее. Отсутствие более удобной навигации и указаний могут стать причиной фрустрации многих игроков.
-9

Вас ждут несколько часов учащенного сердцебиения, приступов паники, мистического ужаса, полной дезориентации и набора мини-игр в квестовом симуляторе скорее не ходьбы, а парения в невесомости. Будут сомнения в себе и каждом, душная тревога и предчувствие неизбежного. В конце вы ... изменитесь.

Бонус: Попробуйте найти плюшевую игрушку в виде самой станции.