Найти тему
Goszakaz.kz

Централизованные государственные закупки, проводимые единым организатором

Оглавление

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ:
1. Порядок осуществления централизованных государственных закупок
2. Разделение ТРУ на лоты по их однородным видам
3. Централизованные закупки по заявке заказчика
4. Особенности государственных закупок, проводимых единым организатором
5. Определение и утверждение состава конкурсной/аукционной комиссии единым оператором
6. Утверждение и разъяснение положений конкурсной/аукционной документации
7. Порядок осуществления государственных закупок способом из одного источника

Закон РК от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон) применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг (далее – ТРУ), необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика.

В данной статье рассмотрим определенные особенности, которые должны учитывать субъекты государственных закупок при участии в централизованных государственных закупках, связанных с приобретением ТРУ и проводимых единым организатором.

Подпункт 16) статьи 2 Закона:«Единый организатор государственных закупок – юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан, акиматом области, города республиканского значения и столицы или акиматом района, города, района в городе, осуществляющее выполнение процедур организации и проведения централизованных государственных закупок».

Постановлением Правительства РК от 2 апреля 2014 года № 300 «Об образовании Комитета по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан и о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 года № 387 "О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан"» образован Комитет по государственным закупкам Министерства финансов РК, который согласно пункту 2 данного постановления определен единым организатором государственных закупок.

Приказом Министра финансов РК от 1 июня 2016 года № 276 утверждено Положение о Комитете по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан.

Комитет по государственным закупкам Министерства финансов РК (далее – Комитет) является ведомством Министерства финансов РК, осуществляющим в пределах компетенции центрального исполнительного органа реализационные функции в сфере организации и проведения единых государственных закупок по бюджетным программам и (или) ТРУ, определяемым уполномоченным органом.

Порядок осуществления централизованных государственных закупок

Порядок осуществления централизованных государственных закупок регулируется статьей 8 Закона:

1. Централизованные государственные закупки осуществляются едиными организаторами государственных закупок.

2. Уполномоченный орган определяет перечни ТРУ, по которым государственные закупки осуществляются едиными организаторами.

3. Единый организатор осуществляет централизованные государственные закупки:

1) по перечню ТРУ, определяемому уполномоченным органом, путем создания совместных с заказчиком конкурсных/аукционных комиссий;

2) по перечню ТРУ, определяемому уполномоченным органом, путем объединения однородных ТРУ в один лот независимо от места их поставки (выполнения, оказания);

3) по заявкам заказчиков на приобретение ТРУ, не включенных в перечни ТРУ, определяемым уполномоченным органом, путем создания совместных с заказчиком конкурсных/аукционных комиссий. Данный подпункт применяется при условии согласия единого организатора государственных закупок с проведением таких государственных закупок.

В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 3) пункта 3 статьи 8 Закона, председателем конкурсной комиссии определяется аким соответствующей административно-территориальной единицы либо первый руководитель заказчика в порядке, определенном Правилами осуществления государственных закупок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 8 Закона.

В случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 3 статьи 8 Закона, председателем конкурсной комиссии определяется первый руководитель единого организатора государственных закупок либо его заместитель.

4. В случае организации и проведения государственных закупок по материально-техническому обеспечению деятельности центральных исполнительных органов единым организатором государственных закупок председатель конкурсной/аукционной комиссии определяется первым руководителем центрального исполнительного органа, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2) пункта 3 статьи 8 Закона.

5. Порядок осуществления государственных закупок единым организатором государствен-ных закупок определяется Правилами осуществления государственных закупок.

Перечень ТРУ, по которым государственные закупки осуществляются единым организатором государственных закупок, утвержден приказом Министра финансов РК от 29 декабря 2018 года № 1127 (далее – Приказ 1127).

С 1 мая 2019 года вступил в силу приказ первого заместителя Премьер-министра РК – Министра финансов РК от 28 февраля 2019 года № 157 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 1127 "Об определении перечней товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются едиными организаторами государственных закупок"».

В соответствии с Приказом 1127 государственные закупки осуществляются единым организатором государственных закупок с разделением значения бюджета:

  • республиканского значения по утвержденному перечню ТРУ согласно приложению 1 к Приказу 1127;
  • областного, города республиканского значения и столицы по утвержденному Перечню ТРУ согласно приложению 2 к Приказу 1127;
  • районного и городов областного значения по утвержденному перечню ТРУ согласно приложению 3 к Приказу 1127;
  • района области, города областного значения, района в городе областного значения по утвержденному перечню ТРУ согласно приложению 4 к Приказу 1127.

Полностью приводить перечень в статье нет необходимости, но можно отметить, что речь идет о таких крупных закупках, например, республиканского значения, как:

  • автомобильные транспортные средства, механические транспортные средства;
  • вертолеты;
  • рабочие станции, персональные компьютеры, моноблоки, мониторы, экраны, процессоры, ноутбуки, многофункциональные устройства, принтеры, сканеры (при превышении суммы, выделенной на проведение конкурса/аукциона, 20000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (далее – МРП)); на текущую дату установленный порог составляет 50 500 000 тенге;
  • мебель (при превышении суммы, выделенной на проведение конкурса/аукциона, 1000-кратного размера МРП; редакция, действовавшая до 1 мая 2019 года).

Поправки, которые вступили в силу с 1 мая 2019 года:

  • мебель, где администраторами бюджетных программ выступают центральные исполнительные и иные центральные государственные органы (при превышении суммы, выделенной на проведение конкурса/аукциона, 5000-кратного размера МРП).

Разделение ТРУ на лоты по их однородным видам

Заказчики при составлении годового плана обязаны разделять ТРУ на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением случаев приобретения:

  • работ, услуг, предусматривающих комплекс взаимосвязанных работ, услуг;
  • ТРУ по перечню, утвержденному уполномоченным органом.

Приказом первого заместителя Премьер-министра РК – Министра финансов РК от 1 марта 2019 года № 159 утвержден перечень товаров, работ, услуг, по которым разделение на лоты по их однородным видам и по месту их поставки (выполнения, оказания) не требуется.

В данный перечень вошли такие товары, как хозяйственные, канцелярские и многие другие, которые теперь не требуют разделения по однородным видам и по месту их поставки.

Централизованные закупки по заявке заказчика

Заказчики самостоятельно могут определить перечень ТРУ, которые предполагают провести через единого организатора.

При этом заказчик согласовывает с единым организатором возможность проведения государственных закупок с его непосредственным участием, и только после согласия последнего утверждается конкурсная/аукционная комиссия и проводятся государственные закупки.

Субъекты государственных закупок должны учитывать определенные особенности в самом порядке осуществления государственных закупок, которые определяются и регулируются Правилами осуществления государственных закупок (далее – Правила).

Процесс государственных закупок включает в себя:

1) разработку и утверждение годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок);

2) выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках;

3) исполнение договора о государственных закупках.

Данный процесс – стандартный для всех субъектов, участвующих в государственных закупках, однако в настоящей статье сделаем акценты на различия между стандартным процессом осуществления государственных закупок и процессом проведения централизованных государственных закупок единым организатором.

Заказчики осуществляют планирование государственных закупок, основываясь на статье 5 Закона и пунктах 5–19 Правил.

Заказчики после утверждения годового плана закупок (предварительного плана закупок) либо внесения изменений в годовой план закупок в течение 10 рабочих дней со дня утверждения направляют единому организатору информацию о планируемых государственных закупках ТРУ.

Порядок определения единого организатора государственных закупок установлен в статье 8 Закона. Выше мы рассмотрели условия, при которых заказчик либо обязан проводить государственные закупки через единого организатора, либо имеет право по согласованию с единым оператором провести через последнего государственные закупки (подпункты 1)–3) пункта 3 статьи 8 Закона).

Особенности государственных закупок, проводимых единым организатором

Рассмотрим основные особенности проведения государственных закупок единым организатором, которые осуществляются следующими способами:

  • конкурс (открытый конкурс, конкурс с предварительным квалификационным отбором, конкурс с использованием двухэтапных процедур);
  • аукцион.

Рассмотрим только основные моменты в этапах осуществления государственных закупок способом конкурса и аукциона, проводимых через единого организатора:

– заказчики направляют единому организатору пункты годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок) для выполнения процедур организации и проведения государственных закупок способом конкурса/аукциона посредством веб-портала;

– заказчики для организации и проведения государственных закупок способом конкурса/аукциона предоставляют единому организатору задание на организацию и проведение государственных закупок способом конкурса/аукциона;

– задание направляется единому организатору на русском и казахском языках.

Совместно с заданием направляют техническую спецификацию и проект договора о государственных закупках. При организации государственных закупок работ, требующих проектно-сметную документацию, вместо технической спецификации конкурсная/аукционная документация должна содержать проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Закон РК от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»).

Данные документы должны быть утверждены первым руководителем заказчика, либо лицом, исполняющим его обязанности, либо ответственным секретарем или иным осуществляющим полномочия ответственного секретаря должностным лицом.

Определение и утверждение состава конкурсной/аукционной комиссии единым организатором

Заказчик совместно с направляемыми документами (задание, техническая документация и проект договора) направляет информацию с указанием кандидатур из числа представителей заказчика для включения в состав конкурсной/аукционной комиссии, а также экспертной комиссии либо эксперта в случае ее создания (привлечения).

Следовательно, за единым организатором остается право определять и утверждать полный состав конкурсной/аукционной комиссии на каждый конкурс/аукцион отдельно.

При этом стоит учитывать, что в случае осуществления государственных закупок единым организатором решение о создании конкурсной/аукционной комиссии и определении секретаря конкурсной/аукционной комиссии принимается первым руководителем либо лицом, исполняющим обязанности первого руководителя единого организатора. Общее количество членов конкурсной/аукционной комиссии, создаваемой единым организатором, составляет нечетное число, но не менее 5 человек.

Председатель конкурсной/аукционной комиссии определяется по следующему распределению:

  • председателем конкурсной комиссии назначается первый руководитель заказчика в случае проведения государственных закупок, если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса/аукциона не превышает 800 000 МРП;
  • председателем конкурсной/аукционной комиссии назначается аким соответствующей административно-территориальной единицы, если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса/аукциона превышает 800 000 МРП;
  • председателями конкурсной комиссии назначаются акимы городов республиканского значения и столицы, если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса превышает 1 600 000 МРП.

Секретарем конкурсной/аукционной комиссии определяется ответственное лицо из числа должностных лиц единого организатора.

В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 3) пункта 28-2 Правил, решение о создании экспертной комиссии принимается первым руководителем заказчика, либо лицом, исполняющим его обязанности, либо ответственным секретарем или иным осуществляющим полномочия ответственного секретаря должностным лицом.

В случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 28-2 Правил, решение о создании экспертной комиссии принимается первым руководителем единого организатора либо лицом, исполняющим его обязанности.

Утверждение и разъяснение положений конкурсной/аукционной документации

Конкурсная/аукционная документация:

  • разрабатывается единым организатором, который также имеет право вносить в нее изменения и (или) дополнения;
  • при внесении изменений и (или) дополнений в обязательном порядке согласовывается с заказчиком;
  • утверждается первым руководителем единого организатора либо лицом, исполняющим его обязанности.

Единый организатор:

– на основании информации от заказчика размещает на веб-портале объявление о проведении государственных закупок (параграфы 5 Правил – извещение о проведении конкурса/аукциона);

– при проведении государственных закупок в случае получения от потенциальных поставщиков запросов и замечаний к конкурсной/аукционной документации, к проекту договора либо к технической спецификации направляет их заказчику;

– в случае наличия замечаний к конкурсной/аукционной документации в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока предварительного обсуждения конкурсной документации принимает следующее решение:

  • вносит изменения и (или) дополнения в проект конкурсной/аукционной документации;
  • отклоняет замечания к проекту конкурсной/аукционной документации с указанием обоснований и причин их отклонения;
  • дает разъяснения положений конкурсной/аукционной документации.

Важно помнить, что разъяснения положений технической спецификации и проекта договора предоставляются:

  • заказчиком – при осуществлении государственных закупок в случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 3) пункта 28-2 Правил;
  • единым организатором – при осуществлении государственных закупок в случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 28-2 Правил.

Единый организатор на веб-портале формирует протокол предварительного обсуждения проекта конкурсной/аукционной документации по установленным формам согласно приложениям к Правилам. Протокол подписывается первым руководителем единого организатора.

Потенциальные поставщики, участвующие в государственных закупках, проводимых единым организатором, при внесении обеспечения заявки в размере 1 % посредством гарантийного денежного взноса должны обращать особое внимание на банковские реквизиты, указанные в конкурсной документации, так как там указаны либо реквизиты единого организатора, либо счет, предусмотренный бюджетным законодательством РК для организаторов, являющихся государственными органами и государственными учреждениями.

Единый организатор проводит оценку конкурсных/аукционных заявок потенциальных поставщиков, осуществляет допуск потенциальных поставщиков к участию в государственных закупках и определяет победителя.

Также единый организатор осуществляет контроль за исполнением этапа заключения заказчиком договора о государственных закупках с победителем на основании протокола об итогах государственных закупок в порядке, установленном Правилами.

В остальном субъекты государственных закупок руководствуются процедурами и этапами проведения и осуществления государственных закупок в соответствии с Правилами и Законом.

Порядок осуществления государственных закупок способом из одного источника

Организация и проведение государственных закупок способом из одного источника по несостоявшимся государственным закупкам предусматривают выполнение последовательных мероприятий на веб-портале и регулируются главой 7 Правил.

Однако следует учитывать, что при организации и осуществлении государственных закупок единым организатором в случае признания государственных закупок способом конкурса/аукциона несостоявшимися заказчик определяет потенциального поставщика и направляет ему приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника в соответствии с Законом и Правилами.