Переизбыток информации в современном мире ставит на повестку дня вопрос – чему и как учиться, какую профессию выбрать, как понять, что будет актуально через пять-шесть лет (а это в среднем – срок обучения в вузе).
Очевидно, что в ситуации, когда объём знаний в мире ежегодно увеличивается в несколько раз, знать всё, и обучаться всему, просто невозможно. Как понять, в какой сфере применимы твои таланты, на что обратить внимание при выборе вуза? Как сопоставить ожидание получаемой профессии и реальность? Вернее – к чему в реальности готовиться, ведь от абитуриента и студента в вузе требуют одно, а работодателю чаще всего необходимо несколько иное.
По данным статистики
«около четверти населения России имеет высшее образование, ещё столько же – среднее специальное. Показатели по доле высшего образования вдвое выше, чем были в СССР. Из женщин диплом имеют 26 %, а из мужчин 21 %. В городе с высшим образованием вдвое больше жителей, чем в селе. При этом 3/4 сегодняшних выпускников школ и 90 % гимназистов планируют поступить в вуз».
Однако, несмотря на обилие студентов, университетов и выпускников, проблемы из года в год сохраняются одни и те же. Обратимся к примерам из жизни.
Молодая девушка в Петербурге, с детства хорошо училась в школе, но явной тяги к какому-то одному направлению не имела. Увлекалась ручными поделками и дизайном, но не так сильно, чтобы сделать это своей профессией. К концу школы возник логичный вопрос, какую профессию выбрать и куда поступать учиться? Несколько раз проходила тестирование, консультировалась у специалистов, стараясь понять, что ей подходит. Советовалась с родителями, оценивала свои силы. Поступила в академию Государственной службы РАНХиГС, хотя чиновником стать не стремилась, закончила её с хорошими результатами. Спустя два года поисков нашла работу в одной из районных администраций (не было свободных вакансий и без опыта работы не хотели брать). Теперь работает и в целом на хорошем счету в своей конторе.
Другой пример. Парень в маленьком городке средней полосы России. Из обычной семьи, средне учится в школе, любит животных. Родители из лучших побуждений добиваются, чтобы он выучил английский. Не первый год ходит к репетитору, пытается учить язык. Но способностей и желания к этому не проявляет, а учит только потому, что это надо родителям (учит и сразу забывает). А увлекается всё теми же животными – делает скворечники, лечит собак, ухаживает за ними. Кем он хочет стать и кем он может стать? Менеджером со слабым английским? Или ветеринаром по призванию, для которого всегда найдётся работа? Вопрос пока остается открытым, благо несколько лет до окончания школы у парня ещё есть. И это не просто частный случай.
Проблема выбора образования и профессии далеко не надумана и не нова. В России работа чаще всего не связана с любимым делом. Её выбор зависит от свободных вакансий и уровня зарплаты. И даже получив образование, люди часто работают не по профессии. Вот что говорит статистика:
«По данным исследования РАНХиГС, только 37 % молодых выпускников вузов, колледжей и техникумов работают сегодня по специальности. 29 % сказали, что их работа хоть как-то связана с тем, чему их учили, а 27 % признались, что работают абсолютно не по специальности».
«Оказалось, что около 77 % опрошенных поменяли представление о своей профессии, в итоге у выпускников вузов возникает несоответствие ожиданий от профессии и реальности, и более чем половина поступивших уже жалеют о сделанном выборе».
Эта ситуация сохраняется на протяжении десятилетий. Так сложилось, что высшее образование в РФ превратилось из способа овладения специальностью, в определенный социальный маркер – графу в анкете при найме на работу, наравне с опытом и профессиональными навыками. По идее оно должно гарантировать высокий статус в обществе, однако проблему трудоустройства не решает. Поэтому зачастую выпускникам приходится проходить дополнительное обучение уже по конкретной специализации, исходя из требований работодателей.
Острой проблемой является высокая конкуренция на рынке труда. И здесь особенно важен правильный выбор на этапе принятия решения о поступлении в вуз. Ведь прогнозированием того, какие специальности будут нужны стране в будущем, на государственном уровне никто серьёзно не занимается. Система обязательного трудоустройства выпускников осталась в прошлом. Поэтому проблемы трудоустройства по-прежнему приходится решать самим выпускникам и студентам. Какие же профессии популярны?
Последние десятилетия стабильно лидируют три специальности – юристы, экономисты и управленцы (сюда же часто относят и предпринимателей). Так, опросы показывают, что
«более чем 40 % абитуриентов планируют подать документы на юридические, экономические и управленческие специальности».
Однако в реальности эти профессии не могут удовлетворить потребности всех желающих, и менеджеры (управленцы) зачастую становятся обычными офисными работниками, а экономисты – продавцами. Не говоря уже о том, что реальная работа юристов в России весьма далека от сформированных СМИ представлений об этой профессии.
Учебные программы вузов сегодня слабо соответствуют реалиям российского рынка труда. Ведь слова «блат», «откаты», «двойная бухгалтерия», «налоговые схемы» и тому подобные не фигурируют в официальной статистике и ни в какой специальности не прописаны, хотя сталкиваться с ними приходится часто. Лидируют по числу вакансий на рынке труда профессии бухгалтера, продавца/менеджера по продажам и профессионального водителя.
Реальность такова, что сегодня большинство абитуриентов идут учиться туда, куда могут поступить на бюджетные места, и в те вузы, в которые проходят по баллам. А уже в процессе учёбы и по её окончании получают навыки работы, чаще всего по той специальности, на которую им удалось устроиться.
Выпускникам приходится переучиваться по мере необходимости на курсах и у репетиторов он-лайн. Плюсом такого высшего образования является только то, что помимо овладения непосредственно специальностью, оно учит самостоятельно искать информацию, оценивать её и уметь учиться. Минусом – то, что немногим удаётся учиться и работать в рамках одной специальности и зачастую приходится переучиваться уже после вуза.
Подводя итоги, признаем, что вопрос выбора профессии и образования в наше время далеко нелёгкий. Но трезво оценивая свои силы, сопоставляя желания и возможности, а главное, тщательно изучая то, что предлагает тот или иной вуз и что дает выбранная профессия, можно найти решение.
На эту ситуацию должны влиять, прежде всего, мы сами – своим грамотным и разумным выбором. Выбирая будущую профессию, ориентироваться нужно не только на заработную плату, но и на спрос на рынке труда, имеющиеся таланты и возможность их раскрыть.