Найти тему
Записки про астму

8. Самый важный навык.

…Вот давайте подумаем: основная сложность для астматика какая?

Он должен иметь некоторую выносливость на тот случай, если рядом по какой-то причине нет того, кто ему может помочь. (Например, забыл баллончик - ингалятор).

В идеале, он должен смочь протянуть до этой помощи как можно дольше. В Идеальном Идеале – должен смочь нормально жить , не теряя функционала, не «выпадая из жизни» (из садика, школы, ВУЗа, рабочего графика) несмотря на то, что одышка периодически возникает.

Собственно, в случае с инвалидом –астматиком, со временем, Вы такое состояние дел и здоровья станете называть «выздоровление». А врачи это назовут «стойкая ремиссия».

Один из самых важных навыков, которым Вы должны научить ребенка - астматика, а тем более – инвалида, это навык самоконтроля. Ребенок должен понимать, что одышка может случиться быстро и внезапно. Он не должен ее ждать и бояться, но если она наступила, должен относиться к ней по – деловому, что - ли….

То есть, не паниковать, а оценить: сильная или нет, сможет он самостоятельно справиться или перетерпеть, или надо срочно просить кого-то о помощи.

Ну а житейских случаев, когда велика опасность того, что какие-то стресс – факторы спровоцируют бронхоспазм, много:

- страхи (гроза, хулиганы, предстоящий разговор с родителями, не дай Бог - горе, порицание учителя);

- внезапное падение, когда «дыханье перехватило» от удара (на ледяной горке, на велосипеде, во время драки, при занятиях спортом);

- во время плавания (холодно, судорогой свело диафрагму, волна в лицо – «хлебанул» воды);

- внезапно получил аллерген (съел что-то аллергичное, укус насекомого, аэрозоль, дым, в том числе сигаретный, сильные запахи цветов, т.д.);

- от высокой физической нагрузки (спорт, игры во дворе, драки);

- оказался на холоде (различные случаи, когда ребенок, так или иначе, переохладился).

Этот список не закрытый.

Важно: ребенок должен понимать уровни проблемы:

- незначительная (несильная одышка, не стоит применять самопомощь- ингалятор);

- существенная (стоит применить ингалятор и быть начеку, на случай ухудшения);

- опасная (требуется быстро применить ингалятор и срочно искать помощь, поскольку ясно, что состояние будет ухудшаться).

И этому пониманию его должны научить ВЫ. Самоконтроль – это пожалуй, самый важный навык для тех, чья способность дышать постоянно под угрозой.

Если вы хотите, чтоб ваш ребенок имел нормальное детство, то придется его отпустить в детскую жизнь. А вы же знаете, что дети всегда убегают дальше, чем мама с папой разрешили….

-2

И поэтому придется все эти сценарии проиграть, отрепетировать.

Мы их репетировали прямо «на местности». То есть на природе, в центре города, во дворе.
Что ты будешь делать, если одышка случилась во дворе? Показывай! – а на школьном дворе? – а в 2 кварталах от дома? - а на берегу дрены? - а в воде в этой дрене? - а в школе? Прямо на уроке? И учитель не верит тебе? …один и тот же спектакль мы проигрывали в разных декорациях.

Отдельно мы тренировались на пробуждение ночью, если одышка случилась. Измучившись за день, сын крепко засыпал, и когда бронхоспазм случался во сне, он иногда не мог сразу проснуться, и тогда был риск реально ребенка потерять.

-3

Несколько лет мы спали рядом с ним, и слушали как он дышит. Это был очень тяжелый, рваный сон… Об этом отдельный рассказ.

Но все равно, был риск, что папа или мама не успеют проснуться вовремя. …

И однажды мы попробовали вот что: гипноз – не гипноз, но точно какой-то прием аутотренинга. Предложили сыну поиграть: вот он ложится в постель в привычную позу, закрывает глаза, и представляет, что спит. Дальше мы просили его представить, что у него случалась одышка, она только начинается – но он это чувствует и понимает, даже во сне. Он должен был представить себе как можно реалистичнее это чувство удушья, тот дискомфорт, какой обычно при этом наступает. И затем, он должен был представить себе, как через сон - прямо из глубины сна, через силу, дает себе команду: «Проснись!!! Быстро!!! Подъем!!!» Дальше по сценарию игры надо было открыть глаза, схватить баллончик – ингалятор, который лежал рядом, и сделать впрыск. А потом вскочить, добежать до постели родителей, сильно растолкать нас, чтобы мы проснулись, и громко сказать: «У меня одышка!».

Сын игру поддержал, несколько дней репетировали этот сценарий… А примерно через неделю ночью меня растолкал сын и с глазами по полтиннику сказал через силу : «Папа, у меня одышка!».

Метод сработал. Удушье во сне стало гораздо менее вероятным….

-4

А еще развитию контроля дыхания, точнее навыков самого дыхания – «как продышаться» - сильно помогли занятия дыхательными гимнастиками и постоянные дренажи бронхов.
Сама по себе мокрота плохо отходила из бронхов, и мы постоянно выполняли особые дыхательные упражнения для того, чтобы ее «откачать». Часы этих изнурительных занятий развили у сына способность хорошо управлять мускулатурой, которая приводит в движение наши органы дыхания.

Это сыграло добрую службу впоследствии, когда он стал заниматься в спортивной секции…

Читайте, подписывайтесь, советуйте канал тем, кому будет интересен наш опыт!