Стравинский вошёл в ХХ век восемнадцатилетним юношей, принадлежавшим к семье и среде, непосредственно связанной с музыкой. Его отец - Фёдор Игнатьевич Стравинский - оперный певец, солист Мариинского театра. Его мать - пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская.
В большой квартире на Крюковом канале собирались интересные люди: Римский-Корсаков, Петипа, иногда - Достоевский, артисты театра, художники, писатели, музыканты. Ученица А. Г. Рубинштейна Леокадия Кашперова обучала Игоря игре на фортепиано. Оставив позади гимназию, Стравинский стал студентом юридического факультета университета, музыка находилась пока где-то в стороне. В университете Стравинский близко познакомился с Владимиром Николаевичем Римским-Корсаковым - сыном композитора. Вскоре представилась возможность показаться великому музыканту, а затем и стать его учеником.
Событием, определившим целый этап в жизни Стравинского, стало знакомство с Дягилевым, человеком, посвятившим себя делу пропаганды русского искусства.
25 июня 1910 года - точная дата начала мировой славы Игоря Стравинского. Это дата премьеры "Жар-птицы" на сцене парижской Гранд опера. В следующем году, 13 июня 1911 года - ещё более поразительный и ошеломляющий "Петрушка". Кстати, сам Игорь Стравинский появился на свет тоже в июне - 17 числа.
Этот балет Стравинский пишет на либретто Александра Бенуа. Незримо здесь присутствует и Блок с его "Балаганчиком", с Пьеро - братом Петрушки, с картонной невестой, напоминающей Балерину. Лирика "Петрушки" - гротескная и островыразительная, поражает своей глубокой серьёзностью: она живёт под балаганными масками и на фоне ярко и сочно переданного "состояния праздничности". Никогда ещё мир жалких, обездоленных и униженных "масок" не проявлял себя в русской пантомиме и балете в такой жуткой, правдивой до боли музыке, с таким воплем отчаяния и бессилия в обстановке празднично-равнодушной суеты, весёлого гомона и масленичного кутежа.