Найти тему
Сити x M24

«Унесенные призраками» и «Принцесса Мононоке»: лучшие мультфильмы Миядзаки

Составили топ работ японского режиссера-аниматора, которые стоит посмотреть или освежить в памяти.

«Принцесса Мононоке»

Фото: кадр из мультфильма «Принцесса Мононоке»; режиссер – Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli
Фото: кадр из мультфильма «Принцесса Мононоке»; режиссер – Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli

В отличие от «Унесенных призраками», «Мононоке» – это кино очень взрослое и даже кровавое, с драками, для обычного западного зрителя и вовсе может быть шокирующим. Сама принцесса, наряду с Тихиро, – одна из ярчайших миядзаковских героинь. Режиссер их не жалеет, но и не мучает нарочно: жизнь – суровая штука.

«Унесенные призраками»

-2

Фото: кадр из мультфильма «Унесенные призраками»; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli

Когда-то Миядзаки задумывал «Унесенные призраками» для очень конкретных зрителей, как он сам говорит, для девочек возраста 10-11 лет или около того. За 16 лет, прошедших со дня премьеры, целевая аудитория выросла во взрослых женщин и мужчин, и, очевидно, история попадания совсем юной героини Тихиро в колдовской мир теперь имеет для них совершенно иной смысл. Конечно, это еще и путь туда, откуда уже не вернуться, – в старость. Тихиро не просто попадает в мир ведьм, призраков и духов, она переносится из конкретного времени в безвременье, откуда нет возврата. И даже когда в финале главная героиня попадает в родную Японию и возвращает память родителям, все пережитое остается ей «в подарок» в виде воспоминаний, на это Миядзаки намекает во вроде бы светлой, но, на самом деле, весьма тягостной концовке.

Миядзаки не связывает мультфильмы в одну вселенную, но все же можно обнаружить некоторые взаимоотношения его крайне разнообразных и самобытных миров. Вот какие фильмы хорошо бы посмотреть/пересмотреть перед походом на «Унесенных призраками» в кино.

«Наш сосед Тоторо»

Фото: кадр из мультфильма «Наш сосед Тоторо»; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli
Фото: кадр из мультфильма «Наш сосед Тоторо»; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli

Милейшего «Тоторо» можно пересматривать приблизительно с любой периодичностью, но конкретно в контексте «Призраков» можно заметить небольшое сходство этих фильмов. Да, вновь главная героиня встречается с чем-то потусторонним, но это всего лишь добрейший гигант Тоторо с чеширской улыбкой. Но дело не только в сюжете: в обеих этих картинах есть одинаковые персонажи, правда, заметить их не так-то просто.

В купальнях, где работает Тихиро в «Унесенных призраками», есть живые угольки, по-японски они называются сусуватари. Но эти веселые мелкие существа появляются под другим названием (маккуро куросукэ, «черные чернушки», да, вот так тавтологично) и в «Тоторо».

«Небесный замок Лапута»

Фото: кадр из мультфильма «Небесный замок Лапута»; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli
Фото: кадр из мультфильма «Небесный замок Лапута»; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli

Если «Унесенных призраками» Миядзаки задумывал как мультфильм для 11-летних девочек, то «Лапута» – конечно, для мальчиков примерно того же возраста. Там все не так душераздирающе, зато безумно увлекательно: наполненный немыслимыми сокровищами и грозящий галлюциногенными приключениями летающий остров где-то в небесах. Этот мультфильм имеет смысл посмотреть в тандеме именно с «Призраками», которые скорее выбивают из-под ног почву, чем забавляют и очаровывают (хотя и это тоже).

«Рыбка Поньо на утесе»

Фото: кадр из мультфильма «Рыбка Поньо на утесе»; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli
Фото: кадр из мультфильма «Рыбка Поньо на утесе»; режиссер – Хаяо Миядзаки; сценарий – Хаяо Миядзаки; производство – Studio Ghibli

Этот фильм вышел позже «Унесенных призраками», в 2008-м, но непосредственно с ними связан. Вновь Миядзаки исследует пограничное состояние личности, философию «попаданца» в чужой мир, или, как несложно заметить, скорее, «попаданки». Настоящая живая рыбка, обретшая человеческое тело, влюбляется в прибрежного мальчика. Знакомая русалочья история по факту ничем отличается от «Призраков»: духи заменены на людей, люди – на рыбок (напомним, Тихиро дружит с оборотнем-драконом по имени Хаку). Все мы одинаково счастливы и несчастны в этом безумном мире, изрекает мудрый Миядзаки.

Егор Беликов