Найти тему
diletant.media

«Асса» Сергея Соловьева

С названием фильма связано несколько забавных историй. Версия Соловьева звучит так: «Здравствуй, мальчик Бананан» (навеяно из названия музыкального альбома Юрия Чернавского — Банановые острова) было изначальным названием картины, до того момента как Сергей Бугаев («Африка») не предложил переименовать фильм в «Асса», отметив, что это название станет культовым».

По версии Сергея Бугаева, на съемках в Ялте они со съемочной группой выпивали массандровские вина и однажды в слове «Массандра» вычеркнули первые две и последние четыре буквы.


Кадр из фильма. Источник: YouTube
Кадр из фильма. Источник: YouTube

Действие фильма происходит в Ялте в 1980 году, зимой. Необремененная ничем девушка Алика (Татьяна Друбич) оказывается в заснеженной Ялте и в ожидании своего влиятельного любовника Крымова (Станислав Говорухин) снимает комнату у незнакомого парня по кличке Бананан (Сергей Бугаев). Постепенно, Алика сближается с Банананом. Он покоряет Алику своей харизмой и артистичностью, выступая с другом Витей Негром в ресторане, где он подрабатывает сторожем. Девушка оказывается в положении сложного выбора: любовь с себе равным и близким по духу Банананом, а потому — свобода, или статус птицы в золотой клетке с Крымовым.

Герой Крымова предстает перед нами как человек, который уже добился в жизни многого, другой вопрос — как это было достигнуто? Он выстроил свою подпольную империю, мастерски манипулируя людьми, используя и выкидывая их из «системы» за ненадобностью.

Интересный факт — у героя Крымова был реальный прототип в лице «цеховика» и криминального авторитета, отбывавшего срок. Он рассказал Соловьеву свою историю, связанную с убийством любовника подруги, а тот взял да и закрутил вокруг этого интригу, совсем позабыв о своем обещании поменять герою фамилию. После премьеры фильма реальный Крымов вспоминал, как подшучивала над ним братва после сцены расправы над «киношным» Крымовым.


Кадр из фильма. Источник: YouTube
Кадр из фильма. Источник: YouTube

С другой стороны, Бананан — символ молодости и непосредственности, который погибает во имя любви и чистых идеалов. У его прототипа и актера Сергея Бугаева довольно интересная судьба, которая отчасти пересекается с сюжетом «Ассы». В бурные годы расцвета ленинградского подпольного искусства Сергей был одним из самых востребованных художников-перформансистов того времени, он был частью этой волны. Но после перестройки и свободных 90-х он неожиданно примкнул к официальному номенклатурному искусству, забыв о протестной молодости.

Чарующие виды Ялты завораживают своей необыкновенной зимней красотой. Под песни Бориса Гребенщикова молодые влюбленные тихо плывут по канатной дороге. Сергею Соловьеву удалось собрать творческую команду из разных направлений современного искусства, для некоторых из них фильм вообще стал дебютным. Благодаря нарочитой художественной небрежности, присущей фильму и некоторым актерам, режиссер смог выйти за рамки стандартных художественных приемов. «Асса» одновременно получилась серьезной — с лихим драматическим сюжетом и трагическим концом, и озорной, сентиментальной, где-то даже комедийной.

Съемки. Источник: wikipedia.org
Съемки. Источник: wikipedia.org

«Асса» — продукт совместного творчества той артистической компании, которой больше нет. Только тогда, в то время и в той обстановке такое было возможно. И так уж сложилось, что культовое произведение Сергея Соловьева на фоне этого сумасшедшего драйва получилось не только фантастически точным, но и невыносимо грустным.

Источник