Редакция Breaking Trends поговорила с новым главным редактором «Лайфхакера» Полиной Накрайниковой о медиапроектах в регионах и трендах современной журналистики. Тем, кто задумывался о создании своего медиа и боится «прогореть», советы и главные тренды российских медиа от Полины придутся как никогда кстати.
— Какие бы тренды ты выделила в современной российской журналистике?
— Я не очень верю в журналистские тренды: главный тренд - это внимательно относиться к фактам и обладать легким языком. Могу лишь указать на то, о чем в последнее время больше всего говорят. Медиа все чаще стали провозглашать заботу о читателях. Раньше в медиа-среде много обсуждали вопрос “Как писать круто?”, а теперь - как писать, чтобы читатель понял и услышал тебя.
— А что скажешь о трендах в текстах?
— Тренды в тексте – это полная чушь. Люди любят, когда написано интересно, когда автор честен с ним и когда из текста можно сделать прозрачные выводы. Это обычные критерии нормального журналистского материала, который хочется читать. Меня смущает, когда появляются гуру, которые начинают лечить, как надо писать и как не надо: если текст решает задачу - это хороший текст, что бы вам ни говорили. Другой вопрос - какая у него задача.
В медиа всегда будут популярны расследования, которые открывают глаза на мир, полезные инструкции и личные истории, потому что личные истории – это всегда живее, чем что-либо еще. Все остальное - вопрос интересов аудитории.
— О чем нужно помнить, если хочешь организовать медиапроект в регионе?
— Важный момент – я никогда не организовывала никаких медиапроектов в регионах. Да, я работала в самарской «Большой Деревне» практически с самого начала. Но именно «практически», это важный момент.
Что я могу посоветовать из своего опыта? Трезво оценивайте возможности редакции, в том числе и финансовые, потому что медиа не может существовать без денег. Подумайте, за счет чего вы будете зарабатывать, как вы будете дистрибутировать контент и кто будет вас читать. В общем, составьте полноценный бизнес-план. Ведь медиа – это бизнес.
— Сейчас региональные медиа сталкиваются с такой проблемой, что все новостные потоки по тематике и глобальным новостям идут из федеральных СМИ. В основном из каких-то очень популярных российских медиа, например, того же Лайфхакера, РИА, РБК и т.д. Как в такой ситуации выживать региональным СМИ? На что делать ставку в своем контенте?
— Наверное, на хорошее знание города и болей местных жителей. Уникальное предложение региональных СМИ - как раз их “близость к телу”. Например, в самарском СМИ никогда не назовут Самару Саратовом, всегда оценят величие бара “На дне” и сходу поймут, когда жители Кошелева или Волгаря пожалуются на часовые пробки (это новые районы, удаленные от центра). Федеральные медиа часто не представляют до конца, чем живет тот или иной город, который не является Москвой - и именно ориентирование на местности выдает хорошее региональное СМИ.
— Как тематическим региональным СМИ конкурировать с большими игроками?
— Для начала надо самим себе ответить на вопрос, зачем к вам приходит читатель. Это вопрос не только тематических региональных СМИ, но и любого другого. Выясните, почему человек кликнет именно на вашу новость, а не материал “Лайфхакера”, запись Ильи Варламова или пост очередного микроинфлюенсера. Важно понять, что такого можете дать вы, чего не дают остальные. Если ты назовешь любое СМИ, мы сможем вывести какое-то его УТП. Важно понять, какое оно у вас, - и тогда будет легче находить свою аудиторию и наращивать ее.
— А если говорить про те СМИ, которые больше 30 лет вещают в каждом регионе и финансируются государством, но, к сожалению, не идут вперед. Некоторые из них просто висят на балансе и не приносят пользы городу, но в то же время негатива тоже не приносят, так как что-то все-таки делают.
— Ну, негатив все-таки есть. Ведь получается, что есть бюджет, собранный с налогов граждан, и он идет на что-то неперспективное и не нужное этим гражданам. Есть в этом некоторый вред, как считаете?
— Недавно в своем интервью директор по развитию Родион Скрябин сказал, что нужно закрыть все государственные СМИ и оставить только частные. Тогда будет и конкуренция, и рынок. В таком случае все будут делать годный контент. Ты согласна с этой позицией?
— Мне нравится эта мысль и бесконечно респектую Родиону Скрябину. Мне бы хотелось, чтобы как можно большее количество медийщиков стремились делать качественный продукт, - и как редактору, и как читателю.