Система денежного вознаграждения в Вермахте была довольно сложная. Зависела она не только от должности и звания, но и от количества человек в семье. Холостяки получали меньше, чем семейные и имевшие детей.
Лица из «местных вспомогательных сил на Востоке», а по-сути коллаборационисты и предатели, также получали плату. Была она строго дифференцирована по категориям. В приказе N 8000/42 начальника Генштаба Германии генерал-полковника Гальдера выделены следующие категории:
1) представители тюркских народов и казаки;
2) местные охранные части из добровольцев, включая освобожденных военнопленных из числа эстонцев, латышей, литовцев, финнов, украинцев, белорусов;
3) части из местных добровольцев, используемые в качестве полиции;
4) граждане, помогающие на фортификационных работах.
Больше всего получали солдаты прибалтийских охранных частей: эстонцы, латыши, литовцы. Жалование рядового из их состава начислялось в размере 72 марки.
«Местные добровольцы» из славянских народов получали 24 марки. Ротный командир из восточного легиона – 72 марки.
Курс в 1941-1942 году рейхсмарки к советскому рублю на оккупированных территориях был 1 к 10. Кстати, советский рубль ходил весь период оккупации. С 1943 года его неофициальный курс пошел вверх – население поняло, что вскоре марками даже нужник не обклеишь.
Также прибалты получали в Вермахте получали по 1 марке в день за фронтовую службу. На самом деле на фронте их практически не задействовали. Охранные батальоны «прославились» борьбой с партизанами, а реально уничтожением и сожжением деревень.
Интересно, что к «арийским народам» немцы причисляли только эстонцев и литовцев, латышей – нет. Но платили им столько же, сколько остальным прибалтам.
Также прибалтийским добровольцам немцы предоставляли отпуска без ограничений. Славянам отпуска давали только женатым, если семья проживала на оккупированной немецкими войсками территории.
Интересно, что немцы активно вербовали в войска поляков и чехов. Целые дивизии Вермахта состояли из них на 30-70%.
По воспоминанием Алоиза Дамского его насильно призвали в германскую армии в 1943 году. По крайней мере, он сам пишет, что насильно. Он служил наводчиком трех артбатарей 352-м артиллерийского полка на оборонительной линии в Нормандии. Он получал примерно 52-55 марок в месяц. Примерно, потому что жалование ем шло во французских марках.
Когда в 1944 году в Кракове немцы зазывали поляков в Вермахт, то обещали рядовому 90 злотых, капралу – 108, взводному – 150-210. В рейхсмарках это 45, 59 и 75-105.
Александр Русских
Если статья понравилась, комментируйте, ставьте лайк и подписывайтесь на канал - я буду знать, что стоит писать дальше