Рабы являлись категорией населения не имевшей никаких личных прав. Рабы рассматривались как скот или как продвинутые домашние животные, т.е. как имущество, а не члены семьи или подопечные. Рабы жили в самых тёмных и дальних углах лангхусов вместе с прочим скотом. За оплошности и неповиновение рабы претерпевали телесные наказания от своих хозяев. Хозяин был волен наказывать своего раба так сильно и так долго, сколь он посчитает это необходимым. Раб не имел своей собственности, поэтому он не мог быть оштрафован, единственное наказание для раба — телесное, вплоть до казни. Раб всегда расплачивался своей болью или своим телом.
Рабыни, как правило, подвергались сексуальной эксплуатации со стороны своих хозяев. Ярче всего это описывает Ахмад ибн Фадлан, повидавший северян на Волге около 922 года:
И собирается [их] в одном [таком] доме десять и двадцать, - меньше или больше 704. У каждого [из них] скамья 709а, на которой он сидит, и с ними [сидят] девушки-красавицы 710 для купцов. И вот один [из них] сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается [целая] группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него 711, сочетающегося с ней. Он же не оставляет ее, пока не удовлетворит своей потребности 712.
В этом отрывке путешественник сталкивается с группой северян, которая направляется в Булгар, как уже говорилось, дин из центров работорговли. В данном случае он описывает людей, которые везут на продажу рабынь.
Впрочем, как утверждает ибн Фадлан, при каждом из северян всегда есть две рабыни помимо той, что предназначена на продажу:
С каждым из них [имеется] девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей
Статус наложницы всегда был выше, чем у обычной служанки. Часто синонимом наложницы являлось лагскона или лагсквина. Как правило, это были женщины скандинавского происхождения, захваченные в плен соседями или осужденные за преступление, но оказавшиеся не в состоянии выкупить свою свободу.
Отдельной категорией являлись рабы ремесленники. Несмотря на то, что хозяева их очень ценили, поскольку такие люди приносили не только пользу, но и прибыль, отношение к ним было жёсткое. Хозяева не только выжимали максимум из таких людей, но и боялись их потерять, того, что они сбегут или будут украдены. Поэтому они всегда хорошо охранялись, а иногда даже увечились — кузнецу не нужны ноги чтобы работать, поэтому, чтобы не убежал, можно подрезать колени. История кузнеца Вёлунда, хоть и мифическая, но она отражает стереотипный образ умелого мастера, попавшего в рабство:
(Жена преумная,
супруга Нидуда,)
вошла в палаты
и вдоль прошла их,
в средине встала,
молвила тихо;
«Из лесу вышедший
другом не станет…»
Конунг Нидуд отдал своей дочери Бёдвильд золотое обручье, снятое им с лычаги в доме Вёлунда; сам же он перепоясался мечом Вёлунда. А владычица сказала:
17 «…клыки он скалит,
как только видит
свой меч, а заметит
на Бёдвильд обручье —
глаза у него, как у змея, горят.
Жилы ему
немедля подрежьте —
пусть сиднем сидит
в Севарстёд!»
Так и было сделано; ему подрезали подколенные сухожилья, а потом поместили на острове, который был недалеко от берега и назывался Севарстёд. Там он ковал для конунга разные сокровища. Никто не смел бывать у него, кроме самого конунга.
Законы 12 и 13 веков описывают статус рабов. Согласно норвежскому Гулатингу (ок. 1160) домашние рабы не могут быть проданы заграницу, в отличие от рабов, захваченных за пределами Норвегии. Этот законодательный свод ,как и другие, определяют раба как личную собственность своего хозяина и ставят на один уровень со скотом.
Освобождённый раб, согласно законам, стоял в социальной иерархии ниже свободного человека. Дети освобождённого раба стояли в иерархии выше своих родителей, но ниже свободного человека. Это выражалось в том, что за убийство освобождённых и детей освобождённых вергельд был значительно ниже, чем за убийство свободного. Законы защищали их хуже. Окончательно свободным считалось только третье поколение.
В норвежском законодательном своде Ландслов (1274 г.) рабы уже не упоминаются. Однако там есть бывшие рабы и дети бывших рабов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что к 1274 году рабство в Норвегии было побеждено. В Швеции рабство сохранялось до 1343 года.
Впрочем, не всем рабам жилось тяжко. Камень U 11 из шведского Хувгордена показывает, что даже раб мог быть удостоен чести — устанвоки личного мемориала. Конечно, этот раб был не трэлл, а брюти, но, всё же, это был раб
_________________________________________________________________________________
Транслитерация на латиницу:
raþ| |þu : runaR : ret : lit : rista : toliR : bry[t]i : i roþ : kunuki : toliR : a(u)k : gyla : litu : ris... ...- : þaun : hion : eftiR ...k : merki srni... haku(n) · (b)aþ : rista
Перевод на Old Norse:
Rað þu runaR. Rett let rista ToliR bryti i roði kunungi. ToliR ok Gylla letu ris[ta] ..., þaun hion æftiR [si]k(?) mærki ... Hakon bað rista.
Перевод на английский:
"Interpret the runes! Tólir the steward of Roðr had them rightly carved for the King. Tólir and Gylla had [the runes] carved ... this married couple as a landmark in memory of themselves(?) ... Hákon ordered (it) be carved."
Русский текст:
Прочти же руны! Воздвиг Тоулир, слуга роди-конунга. Тоулир и Гитла воздвигли о себе самих веху ... Хокан приказал воздвигнуть.
_________________________________________________________________________________
Конечно, в данном случае очевидно, что распорядился камень поставить хозяин Тоулира, Хокан. Не то чтобы у Тоулира не хватало решительности чтобы поставить камень, просто раб не обладал возможностью распоряжаться. Тем более, раб не имел сосбтвенного имущества и денег, чтобы их потратить на монумент.