«Правая — газ, левая — тормоз, две педали одновременно не нажимать. Если во что-то въедешь, подними руку…» — это такой инструктаж новичкам на трассе прокатного картинга.
И, впечатление от заезда на карте бывает довольно ярким, как раз для "Планеты впечатлений".
Прокатный картинг, что за "зверь" такой?
Картодромы разбросаны по всей Москве и являют собой пёстрое зрелище. Как выбрать подходящую трассу? Всё, что написано ниже основано на личном опыте.
Откуда он взялся
История появления картинга уходит во времена Второй мировой войны. Поговаривают, что военные летчики США, томясь от безделья на дальних аэродромах, соорудили мини-машинки из телег для подвоза авиабомб, и стали гонять по взлётным полосам. Ну, а потом один из бывших этих лётчиков, а по совместительству механик одной фирмы, выпускавшей гоночные болиды, решил серьезно развить гонки на мини-болидах. В СССР картинг получил развитие в 1961 г. Довольно много пилотов настоящих Формул начинали с картинга.
Вначале посмотрите в окно. Если на дворе лето, смело делайте первые шаги на открытой трассе. Ну, а зимой лучше на треке под крышей и со стенами. Стоит предварительно наведаться в выбранный клуб или трассу, хотя бы разведать обстановку. Знайте, во основном трассы начинают работу в полдень. Поинтересуйтесь графиком (нет ли в выбранный вами день корпоративных мероприятий или гонок), техникой, наличием специальной экипировки, автоматического хронометража и, конечно, расценками.
Я не говорю о подобиях картодрома типа"бублика из покрышек" в каком-нить парке. Это не картинг, а "детский сад" — трасса "ни о чём", машины убитые. Хотя, ребенку 7-8 лет, может и понравится, но вам точно — нет. Да, и "под градусом" также не рекомендуется садиться за руль даже карта.
Вы на картодроме, что дальше?
Итак, вы выбрали некий картодром из множества. Обязательно пройдите инструктаж, если вы в первый раз.
Сосредоточьтесь: утомленные механики выпаливают советы скороговоркой, к тому же ваше волнение или нетерпение тоже не помощник. Мало кто с первого раза не совершает ошибок. Несколько тренировок, готовность не только ошалело крутить баранку, но и думать на трассе даст возможность чётче проходить повороты, обгонять и наращивать скорость.
Ну вот, вы в экипировке (как минимум шлем и перчатки) и готовы ринуться в бой. При посадке старайтесь не задеть рукой или чем-то ещё двигатель, тем более, если уже были заезды и двигатель нагрет— обожжетесь наверняка.
Не советую вылезать на трассу, когда на ней много картингистов. Среди них попадаются "хулиганы", для которых доставлять неприятности "мясу" — удовольствие. Да и в любой момент может возникнуть "куча-мала" на повороте, из-за столкнувшихся машин.
Нормальный гонщик постарается ездить тогда, когда на трассе почти нет никого. Это связано с тем, что на пустой или полупустой трассе он покажет лучшее время, если речь идет о тренировочных заездах или"для души"...
"Мясо" — в некоторых картинговых кругах обозначение неопытных прокатников. Не берусь утверждать, что термин широко распространён, но в моём кругу иногда так говорили.
Если въехали в препятствие
Обычными являются столкновения картов или их сцепка, "парковка" в покрышках, или разворот на 180 градусов. Не выходите из карта (от греха подальше), а просто подымите руку, вас заметят и помогут выбраться из ситуации.
Постарайтесь свои пробные заезды проехать если не в одиночестве, то в компании двух-трех таких же «чайников». В обычном прокатном картинге стартуют по очереди. Новичкам на незнакомой трассе лучше сразу не жать газ в пол. В спокойном режиме поезжайте по трассе первый круг, изучите повороты, приноровитесь к машине, рулю и освойте манеру прохождения поворотов.
ВАЖНО! Как проходить повороты
Перед поворотом лучше сбросить скорость, а вот "когда" и "на сколько" придётся рассчитывать на месте в зависимости от поворота. Не нажимайте на тормоз, когда колеса уже повернуты. Управляемые или неуправляемые заносы — не самый лучший метод прохождения поворотов.
Тормоз выжимается слегка. Следите, чтобы обороты двигателя существенно не упали (всегда обращайте внимание на обороты, они не должны сильно падать). При входе в поворот лучше подруливать, чем рулить.
Старайтесь заходить в поворот с внешнего радиуса. В самом повороте приблизиться к покрышкам с внутренней стороны — апексу, а потом "отпустить" карт опять ко внешней стороне, прибавляя газ. Конечно, если вас не поджимают сзади, или вы не догоняете кого-либо. И да! Змейку проходят иначе.
В прокатной машине всего две педали, газ (справа) и тормоз (слева). Не рекомендуется жать их одновременно, можно улететь в занос — эффектно, но бесполезно. Да и не только из-за заноса. Хотя, многие гонщики "грешат" этим, но умело. Вообще траектория должна быть по возможности наиболее прямолинейная, в том числе и при маневрах.
Конечно, я очень приблизительно сейчас описываю. Техника торможения, входа в поворот требует навыков. Почитайте в конце концов советы Ники Лауды.
Атака
Чаще всего атакуют на поворотах. Садятся на хвост впереди идущему, нервируют его ложными атаками или просто выжидают ошибку вхождения в поворот. При удобном случае — обходят. Если защита грамотная, то можно и все круги "дышать в спину", но удобного угла атаки не дождаться (чаще в прокатном картинге). Своеобразная борьба нервов.
Синий флаг
Однако в нормальной гонке держать соперника больше двух кругов обычно не разрешают. Показывают синий флаг, говорящий о том, что ты должен уступить более быстрому гонщику (если разница ну совсем уж очевидна). Редко, но и в прокатном картинге можно увидеть такой флаг.
Защита от атаки
Соответственно защита построена на том, чтобы перекрыть удобную траекторию для атаки. Конечно приходится чаще оглядываться назад, ловить боковым зрением движения соперника, но чёткая защита уменьшает шансы обгона. При этом всегда есть возможность "убежать", если догоняющий сам ошибся.
После того как вы освоили азы управления картом, вкусили радость от умения чисто проходить повороты и обгонять менее удачливых коллег, можно переходить к следующему этапу. Суть его — освоить разные трассы в соперничестве с более опытными пилотами. У каждой трассы свои особенности, но главное — знать основные принципы езды.
Основные флаги и их значения
Зеленый, картодрома, корпоративный и т.п.— старт
"Шахматный" — финиш
Желтый — опасность на трассе
Зеленый — опасности больше нет
Голубой или синий — пропусти быстрый карт
Красный — остановиться всем
Черный — штраф (обычно снимают очки)
Черно-белый — неспортивное поведение. Имейте ввиду, что гонщики исподтишка могут нещадно "бодаться", чтобы сбить с траектории
Черный с белым крестом — дисквалификация
Есть ещё: "Скользкая дорога", "Медленная машина", "Техническая неисправность" и т.п.
Техника на картодроме
Техника не блещет разнообразием. Обычно гоночная «тележка» с двигателем мощностью от 5,5 до 15 л. c. Последние, скорее, исключение. Самые популярные варианты для взрослых и детей — 6,5 и 9,5 л. с. Реже можно встретить двухмоторный карт.
Так называемые клубные карты достаются завсегдатаям, опытным гонщикам. Редко какие клубы разрешать новичку проехаться на "заряженном" карте.
От состояния машины зависит очень многое. Например, на многочасовых командных гонках начинается настоящая охота на "нормальную" машину. Разворачивается реальная тактическая борьба. Команды "пасут" такой карт, чтобы после дозаправки лучший гонщик сел в него, и потом крутил круги до "посинения", пока топливо опять не закончится.
Что касается экипировки, то каждый уважающий себя клуб предложит вам «комбез», подшлемник, перчатки, шлем. Об обуви лучше позаботиться самостоятельно. Автоматический хронометраж нынче почти везде. Он выдает распечатку вашего заезда: время прохождения каждого круга. Поначалу, может, это вам и не нужно.
Трассы в Москве
В Москве порядка 13-16 картодромов (число плавающее — кто-то открылся, кто-то закрылся). Вот некоторые из них "из личного опыта".
Кстати, вы хорошо сэкономите, если поищите предложения от картинг-клубов на различного рода "купонаторах".
Диксодром
Картинг-трасса на востоке Москвы (Измайлово, м. "Партизанская"). Это мой "первый" и один из самых любимых картинг-клубов.
Длина трассы: 570 метров
Парк прокатных , детских и клубных картов: мощность от 5,5 л/с до 15 л/с. Двухместный с инструктором — есть
Цены за прокат (10 минут): от 700 р. до 2000 р. (данные с сайта клуба)
Попутные услуги развлечения — есть
Детская школа картинга — есть
Аренда трассы — есть
Корпоративные мероприятия — проводят
Пилот
Действительно внушительная трасса, много интересных поворотов, комфортабельное здание.
Длина трассы: 968 метров
Парк прокатных , детских и клубных картов: мощность от 5,5 л/с до 9 л/с. Двухместный с инструктором — есть
Цены за прокат (10 минут): от 500 р. до 1000 р. (данные с сайта клуба)
На своем карте: Разрешены заезды на картах со всеми моторами Honda, а также Raket-120, 85, 65, Rotax-Max, Biland SA250
Детская школа картинга — есть
Аренда трассы — есть
Корпоративные мероприятия — проводят
Серебряный дождь — это три картодрома: Сокольники, Варшавка, Измайлово.
Я был только на Варшавке.
Трасс у клуба много, и лучше пройти по ссылке, чтобы узнать подробности по каждому из картодромов. А так, это современные крытые трассы, каждая из которых уникальна, есть даже с горками-мостиками.
Цены за прокат (10 минут): от 750 р. до 1000 р. (данные с сайта клуба)
Трасса загородного клуба "Солярис"
Необычная трехуровневая трасса доставит массу впечатлений.
Длина трассы: 990 метров
Парк прокатных картов: мощность 9 л/с
Цены за прокат (10 минут): 700 р. (данные с сайта клуба)
Детская школа картинга — есть
Аренда трассы — есть
Корпоративные мероприятия — проводят
Популярны сейчас сети картинг-клубов Forza Karting и ЛеМанс
У них крытые трассы, школы картинга для детей, много попутных развлечений, корпоративные мероприятия и, конечно, турниры.
Forza Karting — Цены за прокат (10 минут): от 500 р. до 1150 р. (данные с сайта клуба)
ЛеМанс — Цены за прокат (10 минут): от 550 р. до 900 р. (данные с сайта клуба)