Ещё один вопрос, часто остающийся в тени, это какова была доля рабов от общего населения Скандинавии. Чаще всего, общество эпохи викингов рисуется как общество свободных людей, где раб — персонаж редкий. На самом деле, это не совсем так. Вернее, совсем не так. Как отмечают исследователи, какие-то семьи довольствовались 1-2 рабами, и таких было большинство. А иные семьи, очень богатые и многочисленные, так что их можно назвать уже даже кланами, могли содержать примерно по 30 рабов. О таких кланах обычно повествуют саги, упоминая об их рабах лишь вскользь. Однако это не значит, что рабов было мало.
Песнь о Риге, например, повествует о происхождении скандинавских сословий эпохи викингов и насчитывает их всего три: Трэллы, Карлы и Ярлы. То есть, рабы, свободные и военная аристократия. Скандинавская трёхчастная иерархия, представленная терминами jarl, karl и þræll полностью соотносится с англосаксонской иерархией, представленной терминами eorl, ceorl и þēow. Рабы были значимой частью общества, одной из трёх больших групп.
И действительно, как показывают статистические данные проверенные эмпирическим путём, в любом обществе с любой системой отношений в любой период времени порядка 1/3 населения выполняет самую трудную и грязную работу получая за это самую минимальную оплату. Поэтому, не будет преувеличением или ошибкой сказать, что рабы в Скандинавии эпохи викингов, не считая той огромной массы людей, которых продавали на невольничьих рынках, составляли порядка 33% населения. Если учитывать и тех, что северяне продавали заграницу, то число рабов в обществе викингов могло достигать 50-60%. Подобное соотношение рабов и свободных встречалось только классических рабовладениях Античности и Древнего Востока.
Если обращаться к источникам, то мы вновь придём к выводу о том, что до 1/3 населения Скандинавии были рабами. Так, «Прядь о Вёльси» описывает среднестатистическую семью норвежских язычников, состоящую из отца, матери, сына и дочери. В одном доме с ними живут понукаемый раб и распутница-рабыня. Из 6 человек двое, т.е. 1/3 — рабы.
Другой источник, «Книга о занятии земли», повествует о первопоселенцах в Исландии и сообщает такие детали:
Раба Гувы звали Скорри, он оставил ему под присмотр своею жену и скот, на время, пока он отправился на поиски земли.
Как мы видим, в доме жило трое, муж, жена и раб. Снова, 1 из трёх людей — раб.
Или же взять «Сагу о Греттире»:
Работать братьям не приходилось, разве что лазали они, когда хотели, на скалу82. Рабу очень надоело работать, и стал он строптивым и нерадивым хуже прежнего.
На двух братьев, свободных людей, приходится 1 раб. Та же пропорция — 1/3.
Бывали и иные соотношения, как говорит «Книга о занятии земли»:
Весной, когда он собирался отплыть в море, от него сбежал в лодке человек, которого звали Наттфари, с рабом и служанкой.
Здесь мы видим, что на одного свободного беглеца приходилось два раба.
Но могло быть и больше:
Хьёрлейв совершил много набегов в Ирландии и захватил там много богатств. Он захватил там и десять рабов, которых звали Дувтак, Гейррёд, Скьяльдбьёрн, Халльдор и Дравдрит. Остальные не называются. После этого Хьёрлейв вернулся в Норвегию и встретился там со своим троюродным братом Ингольвом.
Десять рабов на одного свободного! Но в случае с Хьёрлейвом не всё так однозначно. Далее источник повествует:
Хьёрлейв пристал к берегу у Хьёрлейвова Мыса, там тогда был фьорд, и осмотрел залив внутри этого мыса. Хьёрлейв велел построить там два здания, одно было длиной 18 сажен, а второе — 19. Хьёрлейв остался там на зиму.
А весной он захотел сеять. У него был только один бык, поэтому он велел тянуть плуг рабам.
Когда Хьёрлейв со своими людьми был дома, Дувтак придумал план, по которому они должны были убить этого быка и сказать, что его задрал медведь, а потом посоветовать Хьёрлейву искать этого медведя.
Потом они рассказали об этом Хьёрлейву. И когда люди пошли искать медведя и рассыпались по лесу, рабы напали на каждого из них по отдельности и всех убили. Затем они бежали, захватив женщин, имущество и лодку. Рабы отправились на острова, что виделись в море на юго-востоке, и жили там некоторое время.
Рабов Ингольва звали Вивиль и Карли. Он послал их на запад вдоль берега моря искать свои столбы от почётной скамьи. А когда они пришли на Мыс Хьёрлейва, то обнаружили там мёртвого Хьёрлейва. Они вернулись и рассказали Ингольву о случившемся. Тот выразил неодобрение убийством Хьёрлейва и его людей.
<…>
После этого Ингольв отправился на запад к Мысу Хьёрлейва. Увидев мёртвого Хьёрлейва, он сказал:
— Что за горькая судьба у столь доброго воина — быть убитым рабами. Вот что случается со всеми, кто не хочет жертвовать.
Итак, мы видим, что Хьёрлейв жил не один. С ним были его люди, тоже свободные, а так же их жёны. По идее, если рабы, безоружные, смогли убить всех людей Хьёрлейва, соответственно их было менее 10, возможно 5, включая самого Хьёрлейва. Соответственно, на 5 мужей придётся около 5 жён. Таким образом, можно допустить, что в доме Хьёрлейва проживало 10 рабов и 10 свободных мужчин и женщин. И как мы видим, такая пропорция была уже опасной. К слову сказать, опасения рабского бунта были одной из причин, почему в погребения клали исключительно испорченное оружие; большинство рабов были христианами, разорить могилу язычника ради обретения свободы через убийство своих хозяев для них не было преступлением, наоборот — богоугодным уничтожением ереси.
Как можно видеть, численность рабов и их доля от общего населения Скандинавии эпохи викингов была довольно значительной, от 30% до 50%, как минимум.