Кино, зачастую, работа командная, и конфликтные ситуации на почве несовпадения видения участниками съёмок той или иной сцены, отнюдь не редкость. И чтобы сократить разногласия, на этапе предпродакшена создаётся один из самых важных документов — раскадровка.
Раскадровка — последовательность рисунков, которые наглядно изображают примерное визуальное воплощение будущего фильма. В ней указывается, в первую очередь, крупность планов, а также учитываются движения актёров, камеры, возможные монтажные склейки и сопутствующая информация, например о необходимом для съёмки сцены объективе. Раскадровка позволяет скоординировать работу на съёмочной площадке, а также помогает в составлении бюджета. Позже она может использоваться в режиссёрском сценарии, где детально прописана информация о каждом кадре.
Давайте рассмотрим, как устроена раскадровка на примере фильма Жана-Пьера Жёне «Амели». Это идеальный пример тщательной подготовки к съёмочному процессу — все детали работы были обдуманы и скоординированы заранее, под полным контролем постановщика. Режиссёр лично раскадровал большую часть картины, и лишь некоторые кадры и планы финальной версии фильма не соответствуют изначальным рисункам Жёне. То же касается монтажа.
Если мы посмотрим на самую первую сцену, то увидим в ней 2 движущихся тела — муху и автомобиль. Перемещение объектов изображено схематическими «линиями движения». Они совпадают с невидимыми «линиями взгляда» — теми, что создаёт перспектива. Этот приём отчасти пришёл в раскадровки из комиксов. Если сравнить первоначально запланированные кадры с теми, что в итоге вошли в фильм, наблюдается тот же эффект — сначала наш взгляд следит за движением мухи, а потом за уезжающим за горизонт автомобилем.
Также при внимательном рассмотрении раскадровки можно отметить, что по задумке в данном эпизоде не предусмотрены монтажные склейки (об этом нам говорят двусторонние стрелочки около кадров), а камера должна находиться в статичном положении — на всех рисунках фон остаётся неизменным. Отсутствие склеек и наличие движения зачастую предполагает так называемый «внутрикадровый монтаж» — действие разворачивается в пределах одного плана, а оператор расставляет акценты с помощью фокусировки или движения камеры, а также объектов, которые она снимает.
В фильме данный приём не так очевиден — сцена занимает всего 15 секунд. В раскадровке она разделена на 4 кадра для того, чтобы передать ритм:
1. Сначала на долю секунды на фоне улицы появляется крупный план мухи
2. Насекомое отдаляется о объектива и зритель наблюдает общий план
3. В кадр въезжает машина и снова на долю секунды объект показан крупным планом
4. Машина уезжает за горизонт, и общий план повторяется.
Этот небольшой кадр удерживает внимание зрителя сменяемостью и цикличностью действия, которое мы наблюдаем со стороны. На съёмочной площадке продумать каждый нюанс этой короткой сцены без предварительной подготовки практически невозможно — это займёт время и силы, что негативно скажется как на отснятом материале, так и на эмоциональном состоянии всех участников процесса, и даже на бюджете, который рассчитывается на каждый съёмочный день. Именно поэтому раскадровка — такой же важный документ, как сценарий, и такой же важный участник создания фильма, как исполнитель главной роли или режиссёр.
Предлагаем вам самостоятельно рассмотреть раскадровку немного дальше и попробовать проанализировать несколько следующих сцен самостоятельно! И не стесняйтесь написать свои мысли в комментарии!