Найти тему
Special movies

«Игра» - недетское кино о детях

Рецензия на фильм Игра (Play, 2011) шведского режиссера Рубена Эстлунда

Рубен Эстлунд - один из моих любимых режиссеров. Три фильма, три попадания прямо в цель. Знакомство с его творчеством произошло в 2011 году с фильма «Игра». Любопытный факт, в Каннах эту картину едва не отправили по ошибке в категорию документального кино. Тогда фильм произвел на меня мощнейшее впечатление, я поставил 10ку на кинопоиске и еще долго восторгался крепости тестикул шведского режиссера. Поднять тему «расизма наоборот», да еще и со стороны детей, да еще и в Швеции. Уф, да ты хорош, герр Эстлунд. 

Потом были блестящий «Форс-мажор» и Каннский триумфатор «Квадрат», о которых я обязательно напишу позже, но пока речь пойдет об «Игре». Я решил пересмотреть фильм, будучи уверенным в том, что второй раз режиссеру не удастся пошатнуть мой внутренний маятник спокойствия. Не получилось - повтор фильма смотрелся даже острее. Может быть потому что я стал отцом. Не знаю.

Итак, Швеция🇸🇪, 2006 - 2008 год, группа чернокожих подростков (12-14 лет) совершила более сорока ограблений своих сверстников, в основном из числа коренных шведов. Белокурые наивные пареньки безропотно, один за другим, отдавали иммигрантам свои телефоны, деньги и даже кларнеты (👦🏿: «Это вообще что такое?»). Все жертвы велись на самый что ни на есть простой развод из серии «Что это у тебя? Дай посмотреть! А где ты это взял? Да это же вещь моего брата! А ну-ка поехали к нему, узнаем его это или нет?»

-2

На протяжении всего фильма мы наблюдаем за происходящим исключительно со стороны. С верхнего этажа торгового центра, из-за витрины магазина или оглядываясь, кто же там орет в конце трамвайного вагона. Зритель в «Игре» - безмолвный наблюдатель. Эстлунд и не думает отводить глаз от унижения уже взрослого парня с дреддами от необузданных дикарей, считающихся с точки зрения закона и морали большинства населения Европы несчастными жертвами. «Черные дети - вдвойне ранимее белых», - уверена женщина, которая увидела как отец ограбленного ребенка отнимал телефон у чернокожего воришки.

-3

Эстлунд - один из самых радикальных современных режиссеров. Он снимает холодные и гипнотические фильмы о сегодняшних европейцах. Абсолютно потерянных, не знающих кто они и кем  хотят быть, но вынужденные делать вид, что с ними все в порядке.

Естественно нашлись (и найдутся) те, кто осудил режиссера за возможный расизм, совершенно забывая простую, но в то же время очень яркую сцену с индейцами, зарабатывающими себе на фастфуд национальными танцами и музыкой. В отличие от тех пацанов, искренне уверенных, что все местные белокурые лохи должны оплачивать их счет в пиццерии. 

-4

Потерянная колыбель, загородившая проход в поезде, - ещё одна блестящая находка Эстлунда. Символ будущего поколения, кочующего между иммигрантскими семьями и застрявшего в самом неудобном месте комфортабельного шведского вагона. И она никуда не сдвинется, обращайся к ней хоть на шведском, хоть на английском. А решишь последовать банальной логике и требованиям безопасности, выставив её на перрон - обязательно найдутся те, кто посчитает это негуманным и неправильным.

И ещё. Если у вас есть дети лет эдак от 7 до 15, покажите им этот фильм. Покажите то, как работает этот мир, где ты сам виноват лишь за то, что показал свой кусок мяса голодным хищникам. Дети, выросшие на одних лишь сказках, как правило, оказываются совершенно не готовыми к реальной жизни.