Мы идём всё дальше в цифровое образование, принимаются новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС), там наверху думают что вот, ещё чуть чуть и мы таки войдём в десятку стран мира с лучшим уровнем образования.
В этом уверены в министерстве, в этом уверены в Рособрнадзоре, в этом уверены в региональных министерствах и ведомствах, и даже на муниципальном уровне думают, что такая чудодейственная штука как ФГОС решит все проблемы.
Авторы учебников срочно переделывают свои учебники и рабочие тетради, издатели радостно потирают руки в предвкушении новых портфелей заказов.
Институты развития образования и учебные центры срочно придумывают новые курсы, и ждут новых слушателей. Ведь всех надо переобучить.
Даже есть родители и учителя, что думают, вот наступит новая эра с этими новыми ФГОС-ами. Но они конечно же ошибаются, никаких коренных изменений не предвидится, и всё будет только ухудшаться.
Да всё очень просто. Либо ты учишь детей, либо следуешь ФГОС. Или или. Никаких промежуточных действий тут быть не может.
Предположим у меня намечается урок с применением сети Интернет, каковы мои действия:
1. Это практическая работа, значит я должен провести инструктаж по технике безопасности для этого урока. Предположим что у меня даже имеется такая инструкция (предположим), я зачитываю эту инструкцию, потом дети в журнале инструктажа начинают расписываться.
2. Это практическая работа в сети Интернет, значит я должен ознакомить детей с правилами работы в сети Интернет, вот например образец:
После чего, я разумеется должен дать журнал регистрации инструктажа и дети там опять должны расписаться.
Время идёт, идёт... всё инструктируем ведь, как положено.
3. Дети начали работать в сети. Я выдаю на каждое рабочее место журнал регистрации работы в сети Интернет, в котором дети должны написать следующее:
Дата, класс, ФИО кто сидит, и указывать все ресурсы на которых они побывали и время обязательно:
например ввели яндекс.ру - записали, ввели запрос, щелкнули по ссылке, ссылка открылась, так записали адрес, а он может быть длинный, на английском языке, нужна она или нет неважно, записали, не нужна, открывают другую ссылку, так открылась, - записали. И так далее. Пока они будут всё записывать то уже забудут что делать надо. Зато всё по ФГОС. Потом конечно же должны поставить свои подписи, и я тоже должен поставить.
В некоторых классах количество практических работ очень велико, например вот 6 класс:
Всего уроков 35 за один год. Итого я обязан на каждую практическую работу проводить инструктажи, на каждую. Сколько писанины? Сколько бездарно потерянного времени? Этого во ФГОС нету. Никакая инструкция или ФГОС не заменит реального обучения.
я сегодня прочитал замечательную статью в Спорт-экспрессе. Называется "Отдаешь деньги детям? Давай плати и нам!" . Это интервью с Леонидом Слуцким, бывшим главным тренером футбольного клуба ЦСКА. Я его раньше вообще не воспринимал, думал ну кто он такой, какой из него тренер, а прочитав статью и его мытарства с организацией тренировок на свои собственные средства очень ему посочувствовал. Он тоже попал под каток ФГОС. :) Я сделаю некоторые выжимки из его интервью:
Однако федеральные стандарты и современная подготовка футболистов так же далеки друг от друга, как Северный и Южный полюсы. В современной системе школ, которые находятся под министерством спорта, невозможно подготовить футболистов. Хоть умри, что угодно сделай – невозможно..
Как же это знакомо.(примечание автора)
В конце прошлого года я решил отправить ребят в Голландию. 75 детей – семь команд разных возрастов. Но по федеральным стандартам руководство школы не может отправить их за рубеж даже за мой счет! В декабре они должны сидеть и заниматься в старом волгоградском зале 20 на 40 метров и ни в коем случае не ехать в Голландию.
Нельзя отправить тренироваться, не по ФГОС!
Я хочу, чтобы они тренировались больше – а по федеральным стандартам можно только три раза в неделю. Я хочу, чтобы работало два тренера – а по федеральным стандартам один. Я хочу, чтобы дети участвовали в большом количестве соревнований – в федеральный стандарт это не входит.
Регламентацией всего и вся невозможно всего предусмотреть!
Человек работал с выходом на губернатора, министра спорта, всех функционеров, тратит по 10 млн рублей в год своих денег, но ничего у него не выходит, потому что ФГОС-ы:
просто-напросто рушат всю работу, которая была проведена, поэтому надо находить иные пути. Но у меня пока нет выхода из данной ситуации…
В общем прочитайте публикация в спорт-экспрессе. (ссылку не даю, так как не рекомендовано ставить ссылки тут)
Система рождает бумаги, бумаги не дают работать, чем больше бумаг и инструкций, тем меньше времени будет для того чтобы выполнять свою работу качественно. И поэтому в образовании чем дальше тем будет всё хуже. Это неизбежно и неотвратимо, какие бы радужные планы ни строили те, кто придумывает эти бумаги.
Знаете все они похожи на юнцов, которые пытаются мастурбировать перед экраном на каком то порносайте, и со словами "ФГОС!, "ФГОС" ждать что родятся дети, а их то и не будет.
Спасибо за внимание.