Как родители должны готовить своих чад к летнему отдыху?
Не успели школьники выйти на каникулы, как некоторые сразу пропали из поля зрения взрослых. Только за минувшую неделю добровольцы искали троих ребят. К счастью, всё закончилось благополучно. Но так бывает не всегда. В прошлом году двоих ребят они обнаружили мёртвыми, а одного не нашли до сих пор.
Одни мальчики и девочки могут загуляться и забыть про время, заставляя переживать близких. Другие, задержавшись, боятся возвращаться домой, потому что там их будут ругать за опоздание. А так называемые бегунки уходят, чтобы что-то доказать родителям. К сожалению, мамы и папы не всегда понимают, что, конфликтуя с детьми, они только отдаляются от них и усугубляют положение, говорит координатор регионального поискового отряда «Лиза Алерт» и куратор добровольцев в ЦФО Сергей Клёцин.
Внимание к детям
- Сергей, как изменились детские поиски за время вашей волонтёрской работы?
- В 2012 году увидел в Интернете объявление о пропавшей в Дятькове Лере Устименко. Было непонятно, как ребёнок мог уйти в школу и не вернуться. Решил с друзьями помочь её родным тоже в этом разобраться, им требовались добровольцы. В полиции посчитали, что девочка просто где-то гуляет. Поиском занимались местные жители, которые тоже не имели опыта в розыске людей. Тогда в регионе отряда «Лиза Алерт» ещё не существовало. Его представители подъехали из Москвы и Санкт-Петербурга на третий день, и стало ясно, в какую сторону нам вообще двигаться. Тем не менее масштабное прочёсывание местности длилось больше месяца, на 32-й день Леру нашли погибшей в лесополосе. После такого мы с ребятами не могли оставаться в стороне и решили создать отряд в Брянске.
Самое важное, что за прошедшие годы изменилось отношение к розыску пропавшего ребёнка. Если раньше это была головная боль родителей и, допустим, участкового, то сейчас каждый такой случай становится резонансным. Так несколько дней назад искали двух мальчиков, которые ушли из детского лагеря. В течение двух часов приехали около сотни сотрудников полиции и МЧС плюс 44 наших добровольца. Такое оперативное и масштабное реагирование облегчает задачу и увеличивает шанс найти детей живыми. С начала года только волонтёрам поступило около 15 заявок на поиск несовершеннолетних. К счастью, все они уже дома.
- Какой поиск стал самым массовым в области?
- Наибольшее количество, около 700 человек, зарегистрировали, когда искали Кирилла Петрухина в июле 2017 года. 8-летний мальчик тогда уехал на велосипеде за мороженым из посёлка Глаженка Брянского района, где у семьи дача, но из магазина не вернулся. Оказалось, на обратном пути он свернул не туда и заблудился. Поцарапанного, искусанного комарами и голодного через несколько дней его на руках вынесли из лесу.
Более 3000 мальчиков и девочек обучили в прошлом году инструкторы-волонтёры региональной школы безопасности «Лиза Алерт».
А другие поиски, на которые тоже активно откликнулись люди, закончились трагично. В мае прошлого года 4-летнего Женю Белоножко нашли утонувшим в выгребной яме школьного туалета в селе Стечна Погарского района. Это страшно, ведь на территории образовательных учреждений дети должны находиться в безопасности. Причём те же родители ходили там и не замечали проблемы, не обращали внимания на открытую дыру. Аналогичные ситуации случаются во дворе своего или соседнего частного дома, когда старый туалет прикрывают досками, а они прогнивают и представляют угрозу для маленьких ребят, которым интересно всё изучить.
Школа выживания
- Какие ещё опасности подстерегают сейчас детей?
- Желая искупаться в жару, не все понимают, какую угрозу несёт вода. Почти 90 процентов детей, погибших в природной среде, утонули. Во-первых, с мальчиками и девочками родителям нужно выстроить контакт, чтобы всегда знать, где их ребёнок. А он в свою очередь должен усвоить, что без присмотра взрослых нельзя заходить в реку или озеро.
Если семья идёт готовить шашлыки или загорать на пляж, дети всегда должны находиться рядом и под присмотром. А перед походом в лес за теми же ягодами или грибами нужно собрать рюкзак ребёнка. Положить туда минимум литр воды и лёгкий перекус - шоколадку, печенье или бутерброды. Одеть своего маленького помощника в цветную и яркую одежду, идеальный вариант - сигнальный жилет, как тот, что должен быть сейчас в машине у каждого водителя. И повесить ему на шею свисток, предварительно научив им пользоваться. Это простое приспособление слышно на большом расстоянии, и возможно, родители отыщут так сына или дочь, даже не прибегая к посторонней помощи. Главное, чтобы, заблудившись, дети понимали, что за ними обязательно придут, и не двигались с места. Не они должны искать маму и папу, а наоборот.
Нужно объяснять ребёнку, как вести себя и в городе, если он потерял родителей в торговом центре или его хотят увести незнакомцы на улице. На уроках ОБЖ рассказывают, что делать, если, скажем, взорвался хлорный завод, а таким насущным вещам не учат. При нашем отряде работает школа профилактики, и за прошлый год более трёх тысяч мальчиков и девочек узнали правила поведения в разных критических ситуациях. Летом инструкторы не уходят на каникулы, а читают лекции в лагерях или проводят мероприятия для всех желающих.
Но, естественно, родители и сами должны постоянно доносить до детей простые правила. Например, что общаться с неизвестными нельзя, но при необходимости обращаться за помощью можно к определённым людям: это полиция, охрана того же ТРЦ, продавцы с бейджиками или семья с ребёнком, а не одинокий человек.
- Подрастающее поколение сегодня практически не обходится без мобильных телефонов. Почему им просто не позвонить?
- Выходить из дому дети должны с работающим заряжённым мобильным. Но если в школу они его берут, то на прогулку часто забывают. Или к обеду он начинает садиться и выключается. Иногда ребёнка наказывают и отбирают такую «игрушку». Но делать этого нельзя, ведь не исключено, что малыш окажется в ситуации, когда средство связи ему будет жизненно необходимо.
Стоит родителям подумать и о покупке детских смарт-часов, которые помогают узнать место его нахождения.
Нет смысла ждать
- Вы подключаетесь только после того, как люди подадут заявление в полицию. Тут нет исключений?
- Нет. Но затягивать с обращением к правоохранителям ни в коем случае нельзя. Исход поисков могут решить считанные минуты. У наших людей почему-то укоренилось мнение, что стражи порядка реагируют лишь спустя трое суток с момента пропажи человека. Это заблуждение. Принять заявление они обязаны сразу, как только родные забеспокоились и поняли, что случилось неладное. А потом родственникам стоит обратиться и к нам.
- Наверное, некоторые боятся поднимать панику раньше времени, вдруг потеряшка объявится, когда уже развернута целая спасательная операция…
- Лучше добровольцы приедут, а ребёнок сам вернётся. Тогда мы спокойно поедем домой. За, так сказать, ложный вызов никто не выставит счёт, не упрекнёт. Когда на кону жизнь, правильнее перестраховаться, чем корить потом себя за промедление.
- Сергей, чтобы стать добровольцем, что нужно, кроме желания?
- Единственное требование - совершеннолетие. Мы всему научим и будем рады любой поддержке. Есть возможность искать людей, даже не выходя из дому, ведь отряд - это не только команды, которые прочёсывают лес или город, а большой механизм с инфокоординаторами, занимающимися сбором и обработкой информации, группами коротких прозвонов, получающими сведения из больниц и так далее.
- «Лиза Алерт» не принимает деньги. А что требуется отряду?
- Всегда нуждаемся в навигаторах, рациях, фонарях, элементарно батареек на крупных поисках тратим несколько сотен, а каждая стоит в районе 50 рублей. Много расходуется скотча и бумаги для ориентировок. Нередко всё это покупаем сами, но теперь хоть экономим на бензине - с этого года одна новая компания заправляет наши машины перед выездами.