Найти в Дзене
Artfragment

Не маргинально

Оглавление

Лето — время списков для чтения. Сейчас вы найдете их много где. Мы же решили предложить альтернативу и собрали комиксы о современных художниках. Считайте, что это два в одном: арт об арте.

— Итальянский иллюстратор Паоло Паризи начал историю о Жане-Мишеле Баскии с конца — с его смерти в 27 лет.

А затем «повернул» к началу. Баския стал первым художником, которому Паризи посвятил графический роман. Свой выбор иллюстратор объяснил так: «Он был панком от искусства, чья история — это нарушение правил и всего творческого процесса. Его жизнь была очень коротка, но и очень насыщенна». Для своих иллюстраций Паризи выбрал интенсивные оттенки желтого, зеленого, синего и красного — те цвета, которые активно использовал нью-йоркский уличный художник.

Artwork from Paolo Parisi, «In Basquiat: A Graphic Novel», 2019, © Paolo Parisi.
Artwork from Paolo Parisi, «In Basquiat: A Graphic Novel», 2019, © Paolo Parisi.

«В своих ранних работах Баския отдавал предпочтение сильному контрасту цветов», — отметил Паризи. На страницах графической новеллы нашлось место и Энди Уорхолу. «Отец поп-арта» заметил молодого художника, а после они были дружны и работали вместе.

Artwork from Paolo Parisi, «In Basquiat: A Graphic Novel», 2019, © Paolo Parisi.
Artwork from Paolo Parisi, «In Basquiat: A Graphic Novel», 2019, © Paolo Parisi.

— Было бы странно, если норвежский иллюстратор Стеффен Квернеланн в качестве героя выбрал кого-то вместо Эдварда Мунка.

Над книгой о художнике он работал целых семь лет. А когда выпустил ее, получил престижную литературную премию Браги. После чего графический роман перевели на 12 языков (на русский тоже). Однажды Квернеланн пожаловался другу, что ему надоели биографии великих, в которых авторы додумывали, что чувствовали их герои. После чего в форме комиксов рассказал историю Мунка, взяв за основу воспоминания его современников и собственные заметки художника. Таким образом, получился графический роман-исследование, построенный на цитатах реальных людей. Издатели книги даже отказались от определения «комиксы», чтобы не отвратить серьезных читателей. 

Стеффен Квернеланн, «Мунк».
Стеффен Квернеланн, «Мунк».

— Еще одна книга комиксов, написанная вовсе не для детей (на ней даже стоит возрастная маркировка 18+), — «Пикассо» Жюли Бирман и Клемана Убрери.

Повествование в романе идет от лица возлюбленной испанского художника Фернанды Оливье. Она начинает с 1898 года, когда 19-летний Пикассо приезжает в Париж на Всемирную выставку.

Жюли Бирман, Клеман Убрери, «Пикассо».
Жюли Бирман, Клеман Убрери, «Пикассо».

А дальше рассказывает не только о пути к славе, но и о трудностях. Авторы нашли место для любопытных деталей, передающих быт художника того времени: от отсутствия водопровода и неотапливаемых комнат до вечной капусты на обед. Жюли Бирман и Клеман Убрери не могли обойти стороной и становление кубизма, одним из основоположников которого был Пабло Пикассо.

Жюли Бирман, Клеман Убрери, «Пикассо».
Жюли Бирман, Клеман Убрери, «Пикассо».

— Барбара Сток для графической книги о Винсенте Ван Гоге выбрала крайне простой стиль иллюстраций.

Про такой в детстве говорили «палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек». При этом Сток при помощи своих рисунков смогла передать помутнение рассудка художника.

Барбара Сток, «Винсент».
Барбара Сток, «Винсент».

По ходу повествования силуэты действующих лиц расплываются, а краски становятся ярче. Кроме этого, в графическом романе есть отсылки к знаменитым полотнам Ван Гога, а также цитаты из писем, которые художник отправлял своему брату Тео.

Барбара Сток, «Винсент».
Барбара Сток, «Винсент».

— Фрида Кало стала героиней графического романа Марии Хессе.

Эта книга несколько отличается от классических комиксов. Текста в ней больше привычного: порой он идет «увесистыми» абзацами. А в качестве иллюстраций в книге много элементов картин самой мексиканки.

Мария Хессе, «Фрида Кало».
Мария Хессе, «Фрида Кало».

На этом графическом романе (на русский он тоже переведен) также стоит возрастная маркировка 18+. Автор рассказывает жизнь Фриды Кало со всеми ее ужасами и страданиями: от болезней, выкидышей и измен мужа. Заканчивается книга смертью Фриды. И ее цитатой: «Я надеюсь, что уход будет радостным и я никогда больше не вернусь».

Мария Хессе, «Фрида Кало».
Мария Хессе, «Фрида Кало».

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.