Время правления Петра Великого было временем перемен для России. Изменения не обошли ни низы, ни верхи. Боярская знать редела, места рядом с государем занимали "верные простолюдины". Смогли сохранить своё положение лишь представители "золотой молодёжи" по-настоящему умеющие вертеться в угоду реформам. Среди них особое место занимает Иван Юрьевич Трубецкой - последний боярин России и одновременно человек из старой элиты, сумевший стать незаменимым настолько, чтобы быть удостоенным самых высоких почестей новой России.
Родился будущий сподвижник Петра I 18 июня 1667 года, в семье боярина Юрия Петровича Трубецкого и княжны Ирины Васильевны Голицыной. Мать Ивана была родной сестрой князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. Высокое положение последнего сыграло немалую роль в успешной карьере племянника. Взлёт был стремительным - в 17 лет юный Ваня стал стольником. Но знатная родня в определённый момент сыграла и в минус: противостояние Петра и Софьи разделило родственников Ивана Трубецкого на два лагеря.
По воле случая, племянник фаворита Софьи всё равно был зачислен в Преображенский полк, набранный Петром, и быстро стал одним из любимцев молодого царя и дослужился к 1964 году до подполковника.
И снова удача! Несмотря на надвигавшиеся реформы, Трубецкой в качестве исключения, одним из последних успевает получить титул боярина.
Доверие Петра I к Ивану Трубецкому было настолько велико, что он поручил ему охрану царевны Софьи, заточенной в Новодевичий монастырь. Во время попытки освобождения Софьи мятежными стрельцами Иван чудом избежал гибели. Вместо подозрений об измене, Петр присвоил Трубецкому чин генерал-майора, а затем назначил его наместником в Новгороде. Позже, он назначил его военачальником в сражении под Нарвой 19 ноября 1700 года. Иван Трубецкой командовал дивизией, но тогда русская армия проиграла, а самого боярина взяли в плен. Пленных русских генералов доставили в Стокгольм, где... им оказали хороший приём. Более того, Иван Юрьевич, очень привязанный к жене и дочерям, обратился к самому Карлу XII с прошением о воссоединении семьи. Шведский король был добр к русскому генералу, и семья Трубецких на долгие годы осела в Швеции.
Впрочем, любовь к жене не мешала Ивану Трубецкому иметь интрижки на стороне. В феврале 1704 года шведская баронесса родила русскому боярину сына Ивана.
По существовавшей тогда традиции незаконнорожденный сын получил сокращенную фамилию отца — Бецкой. Трубецкой-старший сделал все, чтобы его сын получил хорошее образование. Старания не прошли даром — спустя много лет Иван Бецкой станет личным секретарем Екатерины Великой и одним из видных деятелей русского Просвещения.
Шведский плен продлился целых 18 лет. Лишь в 1718 году его вместе с еще одним русским генералом Автономом Головиным обменяли на пленного шведского фельдмаршала Карла Реншильда.
Встреча с Петром I спустя столько лет была достаточно доброжелательной. В начале 1719 года ему даже был присвоен чин генерал-лейтенанта, а вскоре назначили командовать русской кавалерией.
В 1721 году Северная война завершилась подписанием победного для России Ништадтского мира, что сыграло в плюс карьере Трубецкого - ему присвоили звание генерал-аншефа и сделали членом Военной коллегии.
В феврале 1722 года Иван Трубецкой стал киевским генерал-губернатором, пробыв в должности до конца 1723 года.
После этого Иван Юрьевич на несколько лет покинул государственную службу, вернувшись в чине генерала-фельдмаршала во время правления Петра II в 1728 году. Удивительно, как быстро и успешно развивалась его военная карьера, ведь, он никогда не был удачлив и силён в вопросах войны.
С Петром II началось время постоянной смены правящей верхушки. Вскоре на трон взошла Анна Иоанновна. Члены Верховного Тайного Совета решили поставить условием вступления Анны Иоанновны принятие ограничений царской власти — так называемых «кондиций». Противниками «кондиций» стали Трубецкие.
После поражения «верховников» Иван Трубецкой был награжден Анной Иоанновной, которая сделала его членом Сената, а также удостоила орденов св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского.
К тому времени князю Ивану Трубецкому перевалило за 60 лет, и здоровье его оставляло желать лучшего. На заседаниях Военной коллеги он появлялся нечасто, и на принимаемые решения почти не влиял.
Тем удивительнее было решение, принятое Анной Иоанновной на излете своего царствования. В мае 1739 года царица вновь учредила должность московского генерал-губернатора. Назначение получил 71-летний князь Иван Юрьевич Трубецкой.
Он честно пытался исполнять обязанности, но в декабре 1739 года подал прошение об отставке, которое было удовлетворено.
В 1741 году в результате дворцового переворота на престол взошла Елизавета Петровна, и князь Иван Трубецкой стал одним из первых, кто принес присягу дочери Петра Великого.
Императрица снова сделала его членом Сената, но пожилой князь на заседаниях почти не бывал.
Иван Юрьевич Трубецкой скончался 16 января 1750 года, в возрасте 82 лет. К тому моменту он был последним живым обладателем боярского титула. Вместе с ним в церкви святого Лазаря в Александро-Невской лавре было похоронено и само боярство.