Тормозные системы подавляющего большинства современных автомобилей являются гидравлическими, а значит, для передачи усилий посредством специальных жидкостей, а также поршней и усилителей они должны быть оборудованы системой трубок и шлангов.
Как раз о шлангах тормозных систем, их особенностях, возможных неисправностях и об их замене Avto.pro постарается рассказать автолюбителям.
Экскурс в историю
В первой половине прошлого века инженеры экспериментировали над тормозными системами. Так, например, появились барабанные тормоза, которые на некоторое время заменили еще несовершенные дисковые практически полностью. Но вот проблему чего долгое время не удавалось решить, так это проблему привода. Изначально главный тормозной привод был механическим. Он включал в себя тросы, которые протягивались от педали к различным механизмам и уже потом к колесам. Разумеется, такая тормозная система не только была не слишком практичной (требовала больших усилий при нажатии на педаль, к примеру), но еще и сильно страдала от загрязнений и воздействия химически агрессивной езды. К тому же тросы ржавели, деформировались под действием времени и перепадов температур. Решить проблему механического тросового привода сумел Малколм Локхид.
Первый тормоз с гидроприводом, имеющим довольно сложную по меркам прошлого века систему шлангов, был установлен на автомобиль от Duesenberg аж в 1921 году. Доработала систему уже компания Chrysler, а следом за успехов на данном поприще добилась Ford вместе с General Motors.
Стоит ли переходить на армированные тормозные шланги
Так как в большинстве автомобилей тормозные шланги являются резиновыми, многие автолюбители задаются вопросом, есть ли смысл их заменить. Ответ прост: да, но только если условия езды к тому располагают. Резиновые шланги делают тормозную систему более инертной и ощутимо менее информативной – водителю может быть сложно понять, как быстро система отреагирует на нажатие педали. Вместе с тем, в условиях размеренной езды по городу данный недостаток резиновых шлангов практически не ощущается.
Армированные шланги строго рекомендованы тем, кто предпочитает агрессивную езду и владеет спортивным автомобилем. С такими шлангами тормоз воспринимает усилие от педали чуть лучше и, соответственно, становится более предсказуемым. Опытный водитель спортивного автомобиля может оценить, с какой именно силой нужно давить на педаль в той или иной ситуации. К тому же, модифицированная система будет намного лучше себя показывать при экстренном торможении. Ряд тестов показал, что мотоцикл, движущийся со скоростью 150 км/ч, сократил тормозной путь при экстренном торможении на 15-30 м после установки армированных шлангов. Автомобиль покажет схожий результат – тормозной путь уменьшится.
Нельзя не отметить и высокую устойчивость армированных шлангов к механическим и химическим воздействиям. Если автомобиль эксплуатируется в особо тяжелых дорожных и погодных условиях, армированные тормозные шланги ему строго необходимы. К жестким условиям также можно отнести вышеуказанные экстренные торможения, если они происходят довольно часто.
Резюмируя, отметим, что армированные шланги действительно превосходят стандартные резиновые по всем параметрам. Но известно немало случаев, когда их установка и дальнейшая эксплуатация ничем хорошим не заканчивалась. Во-первых, известно, что такие шланги перетираются. Во-вторых, при резком торможеной шланг может лопнуть. Первый вариант связан с неправильной установкой элемента. Причиной второй ситуации является установка неподходящего к автомобилю шланга. К примеру, товар с американского аукциона для американского же автомобиля может подойти к европейскому или азиатскому транспорту, но на деле совместимость не является полной. Выбрать подходящий к вашему автомобилю армированный тормозной шланг может быть сложно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.
Как определить износ тормозного шланга
Тормозные шланги требуют к себе внимания. Категорически недопустима их разгерметизация, пережатие, а также повреждения в области наконечников. Определить износ можно визуально, однако некоторые признаки износа становятся явными по ходу эксплуатации автомобиля. Рассмотрим в качестве примера изношенный резиновый шланг. Обратите внимание на то, в каком состоянии он находится:
- Имеются трещины, в т.ч. и неглубокие. Это свидетельствует о старении резины и о том, что она теряет эластичность. Весь шланг нужно заменить даже в том случае, если трещина практически незаметна;
- Наблюдается течь тормозной жидкости. Подтекать может и из тела шланга, и из места его соединения с тормозной магистралью;
- На шланге появилось вздутие. Аналогично, шланг придется заменить. Правда, в данном случае повреждена не резина, а армирующий слой.
Специалисты категорически не рекомендуют эксплуатировать тормозные шланги свыше их номинального пробега. Как правило, они могут проехать не более 100 тыс. километров. Конечно, известно немало случаев, когда шланг не имел видимых дефектов даже после пробега в 200 и более тысяч километров, но это скорее исключение, чем правило.
Выбор подходящего шланга
Найти подходящий шланг не так уж и сложно, в чем особенно помогают интернет-магазины. Дело в том, что поиски можно вести и под коду шланга, и по VIN-коду. Скорее всего, код старой «артерии» тормозной системы автолюбитель утерял, но вот искать по VIN-коду он может всегда. Интернет-магазины дополнительно упрощают поиск, так как дают возможность подбирать тормозной шланг по параметрам автомобиля: марке, году выпуска и модели. Здесь сразу стоит отметить, что брать нужно именно тот шланг, который совместим с вашим автомобилем, дополнительно удостоверившись, что он имеет те же параметры резьбы, что и старый. Обращайте внимание на то, для какого из колес предназначен продаваемый шланг.
Особое внимание стоит уделить производителю, выпускающему подходящий к вашему автомобилю тормозной шланг. Вот список наиболее известных фирм-производителей:
- Bosch (Германия);
- StopTech (США);
- Starline (Чехия);
- TRW (Германия);
- Fenox (Беларусь);
- ATE (Германия);
- Techna Fit (США).
Starline и Fenox предлагают главным образом недорогие шланги, которые по качеству не дотягивают до оригинальных, но являются очень доступными. В случае продукции Bosch, Fenox и TRW стоит опасаться подделок и проверять как изделие, так и его упаковку с особой тщательностью. Что до американских производителей, то они могут похвастать отличным качеством, но не самым широким ассортиментом шлангов. Так, например, они выпускают шланги для японских суперкаров, но практически не имеют позиций для некоторых особенно популярных в странах Восточной Европы моделей городских авто.
Замена тормозного шланга
Сразу стоит отметить, что для замены тормозных шлангов придется демонтировать колеса – так можно подобраться к тормозному механизму. Раз уж колеса сняты, имеет смысл почистить крепежные элементы, тормозные барабаны, суппорты. Также хорошо иметь под рукой запасные рабочие тормозные цилиндры. Из необходимых инструментов: накидной или же торцевой ключ, обжимной ключ, кусачки, опционально молоток. Разумеется, для очистных работ нужна ветошь, баллончик с WD-40. Также понадобится бутылка или другая пластиковая емкость для сливающейся тормозной жидкости. Вот что нужно будет сделать:
- Снять колесо, провести часть очистных работ;
- Отвернуть гайку в месте крепления трубки, и отсоединить саму трубку. Дабы предотвратить утечку тормозной жидкости, закройте течь резиновым колпачком;
- Снять зажимы, фиксирующие шланг к кузову или стойке (если таковые имеются);
- Подобраться к болту-штуцеру, находящемуся рядом с местом крепления шланга к рабочему цилиндру. Велика вероятность, что он прикипел – придется чередоваться затяжку, обработку WD-40 и откручивание;
- Снять дополнительные крепежи тормозного шланга и вывести его из тормоза. В некоторых случаях изделия остается только перерезать, однако с этой работой на удивление хорошо справляются обычные кусачки;
- Установить новый шланг, проделывая вышеописанное в обратном порядке. Проследить, чтобы шланг не перекручивался.
При замене тормозных шлангов специалисты рекомендуют также сливать старую тормозную жидкость и заливать новую. Статика показывает, что шланги меняют не очень часто, равно как и нечасто меняют жидкость. Одно событие можно крайне удачно совместить с другим. Также не забывайте, что после всех работ тормозную систему обязательно нужно прокачать. И не стоит забывать об очистных работах – вряд ли у вас возникнет серьезная нужда и желание демонтировать колеса и подбираться к тормозам так близко, как в случае действительно необходимой замены тормозного шланга. Лучше проделать максимум работ и забыть о тормозной гидравлике на какое-то время.
Вывод
Купить новый шланг на замену старому довольно просто – сегодня на рынке автомобильных комплектующих их много. Да и в замене тормозных шлангов нет особых сложностей, хотя для этого и потребуется несколько инструментов и довольно много терпения. Впрочем, эту же работу могут сделать специалисты на СТО. Эксплуатация автомобиля с подтекающими тормозными шлангами крайне опасно, так что обнаружив ненормальную работу тормозов, обязательно проверьте не только суппорты, колодки, диски и барабаны, а также всю тормозную магистраль.
С полной версией статьи можете ознакомиться здесь.