Еще с самого объединения России и Малой Руси в 1654 году под скипетром московских царей среди украинцев достаточно широко была распространена идея, что их страна должна быть независимой. Конечно, люди помнили о своем древнем родстве и были благодарны русским за помощь против турок и поляков, но все же, жить хотели в разных державах, пусть и союзных.
Такая идеология была обычной для образованной на польский лад казацкой верхушки, и она в какой-то мере сохранилась даже спустя пару столетий после Переяславской рады. Хоть украинская интеллигенция со временем стала полноправной частью общеимперской, среди некоторых ее представителей идея независимости была довольно популярной.
Чаще всего такие люди появлялись на тех землях, куда «русский мир» пришел поздно и не успел получить большого количества последователей. Одним из них был историк Михаил Грушевский, родившийся в 1866 году в той части Польши, которая с конца XVIII века принадлежала Российской империи.
Этот человек всю свою жизнь находился в оппозиции правительству. Желая подчеркнуть различия между украинцами и русскими, он договорился до совсем уж невероятных вещей. По его мнению, именно Украина является настоящей преемницей культуры древней Киевской Руси. А Россия, возникшая из татарского улуса Золотой Орды, Московского княжества, такой преемственности не имеет.
Свою теорию Грушевский обосновывал тем, что держава Рюриковичей была государством вечевым и демократическим. И эти традиции в полной мере восприняла Малая Русь с ее правилом выборности гетманов и обязательным участием народа в управлении. А вот Россия, чьи политические особенности более восходят к восточному деспотизму на татарский лад, якобы, к свободной Руси никакого отношения не имеет.
Отчасти, такие доводы делали сильными сами русские имперские историки. Еще за полтора ста лет до Грушевского Карамзин в своей «Истории государства Российского» написал: «Москва обязана своим величием ханам». И хоть он имел ввиду несколько другое, такие слова потом были повторены его последователями неоднократно.
Михаил Грушевский считал, что история украинского народа начинается еще с древнего племени IV века – антов. Что не есть неправда, ведь именно от него ведут свои корни все восточные славяне. И русские тоже.
Далее он обосновывал идею, что «украинское» государство со столицей в Киеве, расколовшись после монгольского нашествия по линии восток/запад, дало жизнь двум новым странам. Галицкой Руси, где преобладали славяне. И Владимирской, где основной этнической группой были финно-угры.
Т.е., по мнению ученого, у нас не только политическая история разная, но и кровь.
В таких «исследованиях» Грушевского нет ничего удивительного. Они представляют из себя всего лишь стародавние польские байки, повторенные на новый лад. И весьма прискорбно, что находятся люди, которые в это верят.
Он занимался даже не сознательным искажением и переписыванием истории. Нет, есть такая часть западенцев, которые действительно считают – все, что связано с Россией – плохо.
Грушевский по факту объединил в одно целое политическую идеологию Галичины, основанную, с одной стороны, на мнении о собственном превосходстве, а с другой – на сильнейшем комплексе неполноценности. Связанном с тем, что Западная Украина всегда была кому-то подчинена.