В Московском княжестве в 14 веке основную военную силу при дворе составляли татары и литовцы (к ним включали всех, кто переехал с территории Литовского княжества), переехавшие на Москву - кто на военную службу, кто полюбив красных московских девок, а кто не желая менять православную веру при литовском князе Витовте и после реформ хана Узбека в Золотой Орде.
Одним из таких был и Боброк Волынский. Его имя несмотря на постоянное упоминание о нем в летописях окутано тайнами. Точно не известны ни его происхождение, ни где он умер.
Известно только что прибыл он на службу к московскому князю Дмитрию Донскому (тогда молодому человеку 21 года) в 1371 году уже взрослым матерым мужчиной с двумя сыновьями. Местом выбытия являлась Волынь - территория нынешней Западной Украины и смежной Польши.
Боброк смог заручиться поддержкой великого князя и тот выдал за него замуж свою сестру - Анну.
И вот тут начинается самое интересное!
Фактическим правителем Москвы на тот момент был митрополит Алексий, который властной рукой вел внешнюю политику, направленную на продолжение союзнических отношений Москвы и Золотой Орды, как главного гаранта свобод православной церкви.
Против этой политики выступал сам великий князь, тяготившийся невозможностью единолично править княжеством и отдельные его приближенные, среди которых был и Боброк Волынский.
При Дмитрии Донском была партия так называемых "уных" (молодых) сподвижников князя, которые выступали против старой боярской аристократии во главе с Алексием.
"Уным" не хватало идеи и ориентации для того, чтобы противостоять огромному влиянию митрополита Алексия практически на все стороны жизни Московского княжества.
Идею и ориентацию дал Боброк Волынский.
Родившийся в крае, еще с галицких князей, тяготевшем к крепким торгово-политическим связям с Европой он смог направить "уных" и самого князя на мысль о том, что Европа хороша, а Орда плоха. И чем платить ясак ордынцам лучше торговать с европейцами.
Мысль здравая в принципе. При этом не учитывалось, что с торговцами на Русь придут католические священники, а потом и крестоносцы. Но молодые о таких вещах редко думают
Зато об этом думал митрополит Алексий, призывавший не торопиться с выходом из союза с Золотой ордой пока Москва не наберет достаточно сил. И пока он был жив Боброк с его партией не мог ничего сделать. Но в 1378 году Алексий умер и московиты сразу вступили в борьбу против ордынцев и победили их на реке Воже.
Больше всего от противостояния Москвы и Орды выиграло Литовское княжество, которое накопив силу и обескровив своих врагов в междоусобице решило покорить все русские княжества, предварительно разгромив золотордынцев.
Если бы не ногайский темник Едигей, правивший в Золотой Орде и разгромивший на реке Ворскле в 1399 году объединенное войско литовцев и рыцарей со всей Европы Москва стала бы рядовым европейским государством в составе Литвы, а потом Речи Посполитой.
Что интересно Боброк после смерти Дмитрия Донского в 1389 году также исчезает из русских летописей. Был человек и нет. Поэтому биография Боброка, туманность его происхождения то ли от Гедиминовичей, то ли от Рюриковичей представляет его как говорят в разведке - нелегальным разведчиком, направленным на длительное оседание.
Если представлять его судьбу в таком ракурсе, то он был первоклассным разведчиком.
Во первых он смог развернуть политику целого государства в выгодном для литовцев направлении.
Во вторых смог создать целую партию "западников", которая еще сыграет огромную роль в дальнейшей истории Российской империи.
В третьих смог привлечь к сотрудничеству не только великого князя, но и воспитать в духе "западничества" его сына Василия I Дмитриевича, который став великим князем вел лояльную к литовцам политику (женился на единственной дочери литовского князя Витовта - Софье).
Ну а потом выполнив свою задачу исчез как настоящий англосакс - Не прощаясь.
На то, что Боброк был "засланным казачком" указывает и то, что в числе погибших на Ворскле указываются и его имя с именем его сына. Хотя эти сведения подвергаются сомнению со стороны историков, но сам факт что он возможно воевал на стороне литовцев говорит о том, что Боброка всегда подозревали в том, что он был возможно "агентом влияния" Великого княжества Литовского в Москве.
А так личность Боброка Волынского очень интересна. Его полководческие и дипломатические способности вызывают восхищение. Но вот кому он служил и кому принес пользу - Москве или Литве вызывает до сих пор вопрос?