Падение госзакупок подвижного состава метро вынудило Минпромторг искать покупателей для отечественных вагонов за рубежом. Но в Европе спрос на российскую продукцию слабый, а дорогостоящая доставка в Латинскую Америку и Африку удорожает вагоны в разы.
Крупнейший производитель подвижного состава для метро России — АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). В холдинге 33% принадлежит компании Alstom, остальное контролируют предприниматели Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. Входящие в холдинг АО «Метровагонмаш» (МВМ) и АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (ОЭВРЗ) выпускают 93% всех российских вагонов для метро.
В кризисные 2014-2015 годы заказ вагонов в России резко сократился, главный заказчик «Метровагонмаша» — ГУП «Московский метрополитен» — сократил закупки. И МВМ несколько лет подряд не выполнял производственный план. Например, по данным годовых отчетов компании, в 2014 году вместо запланированных 452 вагонов МВМ собрал лишь 347, в 2015-м — 185 вагонов вместо 277. ОЭВРЗ, который поставляет подвижной состав петербургской подземке, собирает всего по несколько десятков вагонов в год.
Динамика производства вагонов метрополитена в России
Заказы из бывшего соцлагеря
Многие промышленники в кризис решили поправить положение с помощью экспорта. Предприятия «Трансмашхолдинга» тоже пошли по этому пути. «Предприятие ведет три экспортных контракта по тематике метро: модернизация вагонов для столицы Болгарии, поставка новых вагонов для Баку и Ташкента. Также у нас есть экспортный контракт с Республикой Куба на поставку дизель-поездов», — сообщили в ТМХ. Кроме того, предприятие поставляет за рубеж запчасти и ведет сервисное обслуживание поездов.
- 2018 год — МВМ модернизировал 96 вагонов в Венгрии
- 2017 год — модернизировал 126 вагонов в Венгрии
- 2016 год — поставил 51 новый дизель-поезд в Сербию
- 2015 год — поставил 15 новых вагонов метро в Баку, 4 дизель-поезда в Сербию
- 2014 год — поставил 25 новых вагонов метро в Минск, 20 новых вагонов метро в Киев
В 2018 году ситуация на производстве выправилась. «ГУП «Московский метрополитен» в последние годы открывает много новых линий и станций, для которых закупает подвижной состав, а также обновляет имеющийся парк», — говорят в ТМХ. Например, в апреле 2018 года ГУП заключил с МВМ контракт стоимостью 51,2 млрд рублей на поставку 594 вагонов на пять линий столичной подземки.
В результате МВМ в прошлом году почти вдвое нарастил производство вагонов метро по сравнению с 2017-м — с 325 до 632 вагонов. В 2019 году завод планирует изготовить 663 вагона метро и рельсовых автобусов.
Метро не едет до Африки
Минпромторг не устраивает динамика экспорта: в среднем Россия продает за рубеж лишь 7% произведенных метровагонов, подсчитали в министерстве. К 2025 году ведомство планирует нарастить этот показатель до 24,7%. Это $1,2 млрд в денежном выражении. Сколько это будет в штуках, разработанная Минпромторгом «Стратегия развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения» не уточняет.
Но реализовать эти планы мешает крайне низкий спрос на российскую технику за рубежом, признает Минпромторг. Европейский рынок прочно занят конкурентами: здесь доминируют германская Siemens, французская Alstom, чешская Skoda и канадская Bombardier Transportation.
Для российского производителя перспективны рынки Латинской Америки, Африки, Египта, считают в Минпромторге. Но расходы на доставку в эти страны делают вагоны «золотыми».
Экспорт подвижного состава из России
Проблема еще в том, что российским промышленникам подпортили реноме многочисленные аварии и поломки в метро. И хотя лишь в некоторых случаях причиной ЧП были проблемы с подвижным составом, для «Трансмашхолдинга» эти происшествия работают как антиреклама его продукции.
Самые громкие происшествия в московском метро
11 июня 2013 года на Серпуховско-Тимирязевской линии московского метрополитена на перегоне между станциями «Серпуховская» и «Тульская» сломался новый поезд. Движение было прервано почти на час. Причина — недоделки производителя. «Метровагонмаш» заплатил штраф 6 млн рублей.
15 июля 2014 года на перегоне «Славянский бульвар» — «Парк Победы» московского метро с рельс сошли три вагона поезда, погибли 24 человека, ранены 208. Причина — нарушения при проведении строительных работ на стрелочном переводе, подрядчики — АО «Мосинжпроект» и ООО «Спецтехреконструкция»
21 мая 2019 года в тоннеле Солнцевской и Большой кольцевой линий метрополитена Москвы застряли три поезда. Больше трех часов сотрудники метрополитена эвакуировали находившихся в поездах пассажиров (1041 человек). Причина — потеря напряжения в контактном рельсе.
23 мая 2019 года в туннеле Серпуховско-Тимирязевской линии столичной подземки снова не смогли продолжить движение три поезда. Причина — неисправности у одного из составов. «Метровагонмаш» оштрафован на 1,5 млн рублей.
Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram