Найти в Дзене

Из спички Штирлица не возгорится пламя: рецензия на альбом группы Rammstein “Rammstein” (2019)

RAMMSTEIN
Rammstein
(Digipak)
© 2019 Universal Music Group 0 602577 493942
11 tracks = 46'20"

В первый же день по выходу первого за десятилетие альбома общенародных любимцев и для массы отечественной что-то слушающей публики иностранной группы №1, а для многих – так и вообще единственной известного им «не нашего» рок-состава все 11 треков с него попали в верхнюю двадцатку отечественных интернет-чартов. Триумф? Безусловно, да. Вот только беда – для мало-мальски «наслушанного» меломана теоретически прощальный альбом Rammstein оказался совершенно пустым местом, во всяком случае с точки зрения музыкального материала и его аранжировок.

«И какой же русский не любит быстрой езды Штирлица на “Мерседесе” в швейцарских Альпах?» – именно с этой цитаты из нашего постмодерниста №1 Виктора Пелевина, и ни с чего другого, должна начинаться любая отечественная рецензия на любой, а не то что студийный и чересчур долгожданный альбом нетипичных народных героев. Не парадокс ли, что в стране, где рядовой гражданин пребывает в испуге только от одного слова «Европа» и теоретически гордится ратными подвигами своих предков в битвах Великой Отечественной войны, любимой именно у таких граждан иностранной рок-группой оказывается немецкоязычный состав с, как бы выразились лет 35 тому назад, ощутимым правым душком. Нет, ни разу не парадокс: как мы видим из последних общественных опросов, российское общество крепко зациклилось на политических и культурных артефактах былого – восхищение чёрным мундиром Исаева-Штирлица и его, гм, коллег по фильму «Семнадцать мгновений весны» абсолютно из той же сферы. Можно понять это восхищение в 1972 году, когда в герметично закрытом СССР каждая даже ничтожная новация в области массовой и тем более кинокультуры становилась всенародной сенсацией: надо же, наш советский умный разведчик – в столь вражеском мундире SS! Тем не менее, образ крепко проник в архетип народного сознания – вспомните огромное количество анекдотов про Штирлица…

Видеоклип к пьесе “Deutschland”

Но то, что прекрасно щекотало своей официальной разрешённостью, но как бы и одновременно полузапрещённостью нерв нашего глубоко патриархального общества было понятно в 70-е с их подглядыванием за большим миром сквозь игольное ушко – и столь же стало удивительно в 90-е, когда наш информационный голод по отношению к остальной планете оказался удовлетворён. Другое дело, что масса людей, и условных любителей современной музыки в том числе, предпочитали наблюдать мир всё в то же микроскопическое отверстие, выдёргивая оттуда нечто условно-тоталитарное согласно их собственных представлений. Да вы только вспомните нечеловеческий успех The Prodigy и немецких поп-DJ'ев с их «Айн, цвай, полицай» – популярность Rammstein на Руси к музыке группы не имеет вообще никакого отношения, широким массам до сих пор слышится в них нечто якобы запрещённое и условно нацистское. И совершенно напрасно.

Видеоклип к пьесе “Radio”

Парадокс заключается в том, что Rammstein в том самом игольном ушке нашему слушателю показали высоколобые, по их собственному мнению, интеллектуалы из якобы передового и почившего в бозе журнала «ОМ». Показали, впрочем, несколько несвоевременно – дебютный и, говоря честно, самый лучший альбом Rammstein “Herzeleid” (1996) успел к тому моменту уцениться в московских музыкальных магазинах до неприлично низкого уровня. Еще смешнее то, что при наличии на отечественном музыкальном рынке середины 90-х альбомов таких важных героев «новой немецкой тяжести» (NDH / Neue Deutsche Harte), как блистательные уже ветераны Oomph!, или такой идеологической, но с преизрядной фигой в кармане, предтечи Rammstein как Deutsch Amerikansiche Freundschaft (D.A.F.), на них обращали внимание лишь аудиогурманы и ценители прекрасного, в том числе и фиг в карманах. А разгадка-то одна – эти коллективы относились к своему творчеству так, как и должен относиться к нему настоящий художник – то есть с известным чувством юмора. Rammstein в России попали в цель еще и потому, что даже без знания языка всё понятно: эти шутить не будут, тут всё очень серьёзно. Не правда ли, здесь возникает ещё одна параллель творений Rammstein – на этот раз с убогим в музыкальном отношении «русским роком», где не шибко грамотные тексты – превыше всего? И уже не будем, дабы никого не обидеть, вспоминать о синхронном с успехом Rammstein в России, местным успехом примитивного лоходэнса, из-за чего наши герои были даже как-то определены как «дуэт “Руки вверх!” с крайне перегруженными гитарами и на немецком языке».

Видеоклип к пьесе “Ausländer”

Не наше дело разбирать, что видит в Rammstein весь мир – а видит он там несложные пиротехнческие шоу стадионного размаха и такую же упрощённую музыку на непонятном для всех языке. Про нашу аудиторию всё уже сказано, и потому успех новейшего, безымянного альбома в России запланирован автоматически. Да, альбом без названия – это претензия, возвещающая всему миру о возвращении к корням (правда, Rammstein от них и не отрывались), а в нашем случае – ещё и теоретически точка в студийной карьере группы. Странно, что её не поставили ранее – с момента выхода предпоследней студийной работы, альбома “Liebe ist für alle da” прошло аж десять лет! А что же сказать о музыке? Нечего, к сожалению, о ней сказать: как сели Rammstein с альбомом “Sensucht” (1998) на своего конька, так и слезть с него не могут. Симптоматично, что “Sensucht” переводится на русский язык, как «тоска»... То есть такое отсутствие каких-либо новаций в музыке группы даже не по-хорошему ошарашивает – но успех есть, инноваций не надо. Манера вокалиста Тиля Линдеманна окончательно стала напоминать об исполнителе главной роли Диктатора в крайне политкорректной антиутопии, да и тексты грешат политкорректностью такого масштабе, что крайне пришлись бы по вкусу американским университетским левакам. Светлые пятна в этом океане предсказуемости – это скорее нововолновая “Weit weg” с обильной электронной аранжировкой и “Zeig dich”, оснащённая хоровыми намёками на оперную помпезность, однако и их голос Тиля превращает в какие-то музыкальные анекдоты о несмешном. Ни мелодии, ни аранжировки, ни манера подачи группы за 21 год вообще не изменились, и это говорит о том, что проблема Rammstein – вообще немузыкальная. Ничего другого и не могло получиться у группы, являющейся в наши дни главным экспортным рок-коллективом страны, где национальная идентичность оказалась, пусть и с благими целями, подавлена – и, вероятно, уже навсегда. «Гимны национальной фрустрации» – так тоже можно назвать рецензию на “Rammstein”, но раз мы видим на обложке спичку, то остаётся холодно заметить: нет, из такой спички не разгорится пламя.

Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал.