Найти тему
Анонимный прокурор

Интервью с работником транспортной прокуратуры

Недавно один из постов в моём телеграм канале прокоментировала подписчица. Прокоментировала компетентно. Разговорились. Оказалось что она - помощник транспортного прокурора. Так как я работаю в территориальной прокуратуре мне было интересно узнать чем они там занимаются и насколько различается наша работа. И я подумал что моим подписчикам, в том числе коллегам, тоже будет интересно узнать как всё устроено в транспортной прокуратуре. Решили сделать своего рода интервью. Вот что получилось.

"В транспортную прокуратуру попасть намного проще"

- Здравствуйте! Начнём с Вас. В каком регионе работаете, если не секрет?

- Добрый день! Для начала раскрою немного организационную структуру транспортных прокуратур. В отличие от территориальных, которые ограничиваются рамками района, города или области, транспортные прокуратуры, на уровне субъекта, охватывают территорию федерального округа. То есть юрисдикция одной прокуратуры распространяется сразу на несколько областей. Я работаю помощником прокурора в районной транспортной прокуратуре. Вышестоящая прокуратура осуществляет надзор по Центральному федеральному округу.

- Как давно работаете в органах прокуратуры?

- Стаж работы у меня относительно небольшой.

- Самый распространённый вопрос: а как попали в прокуратуру?

- На работу я попала сразу после института. Училась в профильном ВУЗе. Знала куда иду и очень хотела работать. Именно поэтому в процессе обучения параллельно нарабатывала опыт в районной прокуратуре. Тем кто только собирается работать в этой сфере, настоятельно рекомендую устроиться общественным помощником в приглянувшуюся прокуратуру. Обычно это та же, где вы проходите практику. Работа для вас там найдется всегда. Вы наберетесь бесценного опыта и заработает плюсик в глазах работодателя при приеме на основное место работы. В любой прокуратуре есть кадровый резерв, в который вас включают после прохождения ряда собеседований и тестов на профпригодность. И, если все испытания пройдены, и прокуратура заинтересована в кадрах, то вас пригласят на работу. Правда ждать можно очень долго.

- Почему именно транспортная прокуратура? Проще или сложнее туда попасть по сравнению с территориальной?

- Как показывает практика в транспортную прокуратуру попасть намного проще, чем в территориальную. Здесь кадры не боятся брать на работу молодых специалистов без рекомендаций. Если вы понимаете о чем я.

"Преступления, совершенные в поезде, на вокзале, на борту самолета"

- В двух словах: чем занимается транспортная прокуратура? За кем надзирает?

- Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. А также за деятельностью правоохранительных органов на транспорте. Это линейные управления и отделы полиции, а также профильные подразделения следственного комитета. Кроме того, транспортные прокуратуры надзирают за таможенными органами. Бытует мнение, что транспортные прокуратуры имеют отношение к автомобильному транспорту, автобусам, маршруткам и т.п. Оно ошибочное. Этим занимаются территориальные прокуратуры.

- Подтверждаю. А что есть объекты транспорта?

- К объектам транспорта относятся железнодорожные вокзалы, депо, станции, различные структурные подразделения, а также аэропорты, водные объекты и организации, осуществляющие свою деятельность на этих видах транспорта. Самый очевидный пример - ОАО «РЖД». Перечислять можно бесконечно.

- Ну да, логично. РЖД Ваш главный поднадзорный) Где проходит граница Вашей территориальной компетенции? Если например преступление совершено на рельсах его будет расследовать линейная полиция? А если рядом с рельсами?

- Любые преступления, совершенные в поезде, на вокзале, на борту самолета будет расследовать транспортная полиция или следственный комитет на транспорте. Для разграничения компетенции с территориальными отделами полиции издаются совместные приказы со схемами и подробным разграничением зон оперативного обслуживания. Если преступление совершено на рельсах, то, конечно, его будет расследовать транспортная полиция. А вот если рядом - придется хорошенько покопаться в схемах, чтобы определить кто же будет его расследовать, потому как для каждой станции и каждого отрезка железной дороги существуют свои правила.

Преступления, совершённые на рельсах, расследует транспортная полиция/СК
Преступления, совершённые на рельсах, расследует транспортная полиция/СК

- А как разграничивается подследственность по многоэпизодным преступлениям, часть из которых совершена на транспорте? Или по преступлениям, место совершения которых точно не установлено? И часто ли бывает "футбол" с территориальными органами?

- Вопрос определения подследственности по уголовным делам не представляет никакой сложности. Уголовно-процессуальный кодекс однозначно отвечает на этот вопрос – предварительное следствие будет производиться по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Настоящие проблемы с определением подследственности возникают на стадии проверки сообщения о преступлении. Допустим произошла кража в подземном переходе с улицы на станцию железнодорожного транспорта. Оперативный сотрудник, проводящий проверку, сразу видит, что кража скорее всего раскрыта не будет - свидетелей нет, камер видеонаблюдения тоже, предмет отследить невозможно (допустим это кошелек с деньгами). «Палочная» система, от которой так страдает качество работы правоохранительных органов, вынуждает его попытаться скинуть заведомо нераскрытое преступление. Материал пересылают в транспортный отдел полиции на основании того, что переход-то ведет к станции, а значит и территория обслуживания транспортной полиции. Здесь сотрудник полиции, получив материал, сильно удивляется, открывает совместный приказ и обнаруживает, что подземный переход на самом деле обслуживает территориальный орган полиции и материал отправляет обратно. Дальше начинается «футбол», материал курсирует между разными отделами, иногда их может быть 3 или 4. Конечно, рано или поздно вмешается прокуратура и уже на своем уровне определит кому надлежит расследовать данное преступление, но время упущено и преступление уже точно не раскрыть. О правах потерпевшего все позабыли. В настоящее время на самом высоком уровне эту проблему стараются решить. Издаются совместные приказы, усиливается надзор прокуратуры в данной сфере, но до конца искоренить эту проблему пока не удается.

- Вопрос про национальную юрисдикцию. Представим ситуацию. Самолёт Ирландской авиакомпании летит из Китая в Англию. Над территорией Монголии в нём совершается преступление. Ближайший аэропорт - Российский, там он экстренно садится. Где будет расследоваться дело? Чей суд будет судить жулика и по каким законам?

- Такая сложная на первый взгляд ситуация разрешается достаточно просто. Морские и воздушные суда в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом. На самолете, как и на корабле, действуют законы той страны, под чьим флагом он летает (ходит). Проще говоря, если самолет зарегистрирован в Ирландии, то он является ее частью и на нем будут действовать законы только этой страны. Следовательно и судить жулика будут там же, по их законам.

На самолете действуют законы той страны, под чьим флагом он летает
На самолете действуют законы той страны, под чьим флагом он летает

"Три часа на дорогу в одну сторону"

- Транспортная прокуратура работает на территории нескольких муниципальных образований. В какие суды уходят Ваши дела, иски? Как Вы посещаете в суды если они расположены в отдалённой от Вас местности?

- В соответствии с правилами подсудности уголовные дела направляются в суд для рассмотрения по месту совершения преступления. Территория обслуживания одной районной транспортной прокуратуры может измеряться сотнями километров и часто уголовное дело направляется в суд на значительном отдалении от места работы. В приказах Генерального прокурора отражено, что если суд расположен на значительном отдалении от места работы, то в соответствующую прокуратуру по месту нахождения суда можно направить поручение о поддержании иска или государственного обвинения с одновременным направлением надзорного производства. Такие поручения нельзя направлять напрямую, а лишь с уведомлением прокуратур субъектов. На практике же получается, что никто точно не знает, что значит «значительное отдаление». Сколько это километров? Может быть это территория другого муниципального образования? Района, города? Вот и выходит, что чаще всего сотрудник прокуратуры отправляется в суд и самостоятельно поддерживает государственное обвинение в суде, даже если для этого приходится потратить 3 часа на дорогу в одну сторону.

- Жестоко. А можете ли Вы по предъявлении служебного удостоверения бесплатно проехать на попутном поезде/электричке? Или может быть даже на вертолёте?

- Нет. У сотрудников транспортной прокуратуры нет привилегий в виде бесплатного проезда на любом виде транспорта. Все расходы оплачиваются из средств сотрудника и уже в дальнейшем необходимо подать рапорт о возмещении стоимости проезда к месту работу. Далее бухгалтерия будет определять целесообразны ли были такие расходы или вы проследовали туда с излишним комфортом.

У сотрудников транспортной прокуратуры нет привилегий в виде бесплатного проезда
У сотрудников транспортной прокуратуры нет привилегий в виде бесплатного проезда

"Здесь не отделаешься формально выявленными нарушениями"

- Как устроена Ваша прокуратура?

- Транспортные прокуратуры, по сравнению с территориальными, имеют значительно меньший кадровый состав. Это обусловлено меньшим количеством преступлений, совершенных на транспорте, а также отсутствием или значительным усечением некоторых направлений надзорной деятельности. Таким образом в транспортных прокуратурах присутствует только «общий» и процессуальный надзор. Очень редко, в прокуратурах с большой нагрузкой, дополнительно присутствуют 1 или 2 государственных обвинителя. Но чаще всего работники процессуального надзора поддерживают государственное обвинение в судах, а работники «общего» надзора иски по гражданским делам. В связи с тем, что уголовные дела направляются по разным судам, может случиться так, что в один день все сотрудники разъедутся и на надзоре никого не будет кроме руководителя. Именно поэтому бесполезно вводить отдельную ставку государственного обвинителя. Он все равно не сможет перекрыть 5-6 процессов одновременно, хоть и случается это не каждый день.

- В чем особенности работы в транспортной прокуратуре? Слышал у Вас меньше работы но больше отчётности.

- Конечно, объемы работы в транспортной прокуратуре примерно в 3-5 раз меньше, чем на территории. Но и количество сотрудников уменьшено пропорционально. Кроме того к специализированным прокуратурам предъявляются повышенные требования к качеству работы. Здесь не отделаешься формально выявленными нарушениями или поверхностно рассмотренной жалобой. Каждую цифру в отчетах можно проверить и предъявить за формальный подход. К вопросу об отчётности – у нас ее не больше, наоборот, некоторые отчеты исключаются, в связи с отсутствием определенных направлений надзора.

- Везёт что меньше. Мы в ней утопаем. Случалась ли в Вашей практике конкуренция за палки с территориальными прокуратурами?

- В моей практике такое случается крайне редко. Например, недавно транспортные прокуратуры обязали проводить антикоррупционную проверку нормативных правовых актов. Да, этому направлению надзора посвящен отдельный приказ Генерального прокурора. Однако раньше считалось, что этот надзор осуществляют лишь территориальные прокуратуры, так как у нас отсутствуют поднадзорные органы, издающие такие акты (управы, администрации и т.д.). В настоящее время в органы власти районов направляются запросы с просьбой о представлении нормативных актов, относящихся к компетенции транспортной прокуратуры, непосредственно нам, а не на территорию. Но получается, что таким образом мы отбираем хлеб у территориальных прокуроров. Да и на практике это работает слабо.

- Что бы Вы хотели изменить в транспортной прокуратуре?

- Как таковых претензий к системе транспортных прокуратур за время работы у меня не появилось. Проблемы лежат на более глубоких уровнях. Это и палочная система, которая негативно сказывается на всей системе, когда количество выявленных нарушений ставится над их качеством. Объемы работы, несоизмеримые с количеством работников. Ну и если говорить предметно, то пожалуй хотелось бы видеть более четкое разграничение компетенции правоохранительных органов на транспорте и на территории.

Вопросы от Злого таможенника

- Бывали ли ситуации, когда заведомо бредовые жалобы на таможенников перерождались в представления только из-за горящих показателей?

- К сожалению, вопрос слишком узкой направленности. Я непосредственно не осуществляю надзор за таможней и не могу с уверенностью сказать о наличии или отсутствии таких случаев. Однако все мы знаем, что такие ситуации не редкость.

- Существуют ли статусная градация направлений работы в транспортной прокуратуре (железка, таможня, аэровокзалы)?

- Конечно, негласно такая градация есть. Например в Москве надзор за аэропортами и водным транспортом осуществляет лишь одна прокуратура. Остальные транспортные прокуратуры осуществляют надзор за железнодорожным транспортом. Надзор за таможенными органами также присутствует не во всех прокуратурах и он тоже считается более статусным, чем обычная железка.

- Большое спасибо за интервью, было очень познавательно. Желаю Вам огромных успехов на службе и вне её!

Телеграм канал Анонимный прокурор

https://t-do.ru/anon_prok

Силовой Блок Замкадья - агрегатор силовых телеграм каналов

https://t-do.ru/SiloBZ

-4