Найти в Дзене
Зелёнка

Вишня в живописи: символ Рождества, детства или похоти?

В Великобритании XIX-XX века мужской журнал "Клубничка" с большей вероятностью назвали бы "Вишенка". Потому что именно эта ягода воспринималась в искусстве как символ телесного начала. Хотя так было не всегда, всё начиналось с символа Рождества Христова и продолжилось жизнерадостными детскими портретами. Подробнее об этом рассказали Эми Джеффс и Мэри Уэллесли в статье для интернет-журнала Apollo, а мне осталось лишь перевести: "...В современной массовой культуре вишня стала знаком плотских утех. Возможно, вы видели символ ночного клуба Pacha на Ибице — две спелые ягоды в стиле поп-арт? Довольно нетонкий маркетинговый ход. Возникает вопрос: а осталось ли вообще хоть что-нибудь от средневекового значения этого символа? Ключ к разгадке находим в 600-летней эмблеме, которая когда-то была серебристой и прикреплялась к одежде. Пять таких значков изображают средневековый капюшон с семью маленькими плодами. Только сейчас их начали правильно интерпретировать: раньше значки рассматривались вверх

В Великобритании XIX-XX века мужской журнал "Клубничка" с большей вероятностью назвали бы "Вишенка". Потому что именно эта ягода воспринималась в искусстве как символ телесного начала. Хотя так было не всегда, всё начиналось с символа Рождества Христова и продолжилось жизнерадостными детскими портретами. Подробнее об этом рассказали Эми Джеффс и Мэри Уэллесли в статье для интернет-журнала Apollo, а мне осталось лишь перевести:

Фридрих Август фон Каульбах, Вишня
Фридрих Август фон Каульбах, Вишня

"...В современной массовой культуре вишня стала знаком плотских утех. Возможно, вы видели символ ночного клуба Pacha на Ибице — две спелые ягоды в стиле поп-арт? Довольно нетонкий маркетинговый ход. Возникает вопрос: а осталось ли вообще хоть что-нибудь от средневекового значения этого символа?

Символ клуба Pacha
Символ клуба Pacha

Ключ к разгадке находим в 600-летней эмблеме, которая когда-то была серебристой и прикреплялась к одежде. Пять таких значков изображают средневековый капюшон с семью маленькими плодами. Только сейчас их начали правильно интерпретировать: раньше значки рассматривались вверх ногами. Может ли эта эмблема быть единственным примером такого образа? Маловероятно.

Значок пилигрима, середина XV века
Значок пилигрима, середина XV века

На листе псалтыри начала XIV века показано, что капюшон используется в качестве импровизированной сумки для вора, который "неофициально" собирает урожай с вишневого дерева. Судя по форме, вышеупомянутые значки изображают ту же ягоду, что и более ранняя английская иллюстрация.

-5

В одной из пьес XV века есть эпизод, посвященный Рождеству. В нем Мария видит вишневое дерево и просит мужа собрать для нее ягод. Иосиф небрежно отвечает: "Пусть тот, кто наделил тебя ребенком, и рвет тебе вишню". В эту минуту дерево чудом склоняется, чтобы предложить свои плоды Марии.

Истоки этой истории можно найти в апокрифах. Но там это не вишня, а финиковая пальма, которая опускается по просьбе нерожденного Христа. Превращение финиковой пальмы в вишневое дерево — чисто английское толкование рассказа. Спектакли проводились на открытом воздухе, поэтому такая трактовка, возможно, позволила актерам использовать ветвь вишневого дерева в качестве доступного реквизита. А может быть, финики просто были незнакомы английской аудитории, а всем известная вишня таила в себе символический потенциал.

Еще одно объяснение возникло благодаря фрагменту английской вышивки 1390–1420 годов. Ветвь на ней совершенно не похожа на финиковую пальму. Зрители легко могли ошибочно принять это и другие подобные образы за изображение вишневого дерева.

-6

Слово из среднеанглийского языка "chery" ("вишня") звучит почти так же, как "cher" ("дорогой" или "драгоценный") и "cheer" ("счастье"). Может быть, значки с полным вишней капюшоном носили на удачу — как символ урожая, приносящий счастье, богатство, любовь и плодородие? Может, этот сувенир был связан с культом Богородицы?

Ассоциация Девы Марии с вишней сохранилась в искусстве эпохи Возрождения и появляясь в работах фламандских и итальянских художников: Йоса ван Клеве, Квентина Массейса, Бартоломео Монтаньи, Тициана и Леонардо да Винчи. В нежном изображении Богоматери и Младенца Массисом (ок. 1520-е гг.) поцелуй Марии и Христа визуально созвучен с парой вишен в ее правой руке. Кроме того, зритель может увидеть связь красного цвета ягод с кровью, которую прольет Спаситель.

Квентин Массейс, Мадонна и дитя
Квентин Массейс, Мадонна и дитя

Неизвестно, имеет ли этот образ отношение к легенде о финиковой пальме. Как бы то ни было, мотив широко распространен. Так как ягоды часто изображаются парой, можно уловить намек автора на материнские губы и грудь. Возможность двух чтений — невинного и плотского —характерна для ренессансного значения этого образа.

Позднее мотив вишни сопровождает портреты детей в светском искусстве. Например, портрет леди Мэри Боклерк (1793–94), написанный Джеймсом Эрлом. Красные вишни создают потрясающий контраст с белым платьем и читаются как символ чистоты и молодости.

Джеймс Эрл, Леди Мэри Боклерк
Джеймс Эрл, Леди Мэри Боклерк

"Девушка с вишнями", написанная Жозефом Каро почти через век, не нова в сюжетном плане. Зато здесь взгляд на ягоды совершенно иной. Молодая женщина в вызывающем платье с рюшами левой рукой обвивает вазу с вишнями и пододвигает ее к белому фартуку. Правой рукой она берет вишни из чаши, глядя на зрителя надменным, уверенным взглядом. Риск испачкать фартук в районе таза огромен! Добавим к этому глубокое декольте и дразнящую подвеску с крестом под изгибом груди. Перед нами "хорошая девочка с "плохими" мыслями.

Жозеф Каро, Девушка с вишнями
Жозеф Каро, Девушка с вишнями

Является ли эта двойственность той нитью, которая связывает средневековую ассоциацию с современной?"

Перевод статьи приведен в сокращении. Оригинал на английском языке можно прочитать здесь.

Делитесь заметкой с друзьями в соцсетях!

-10