Найти тему
КиноЯД

Первая роль Маргариты Тереховой. Девушка из ниоткуда

Маргарита Терехова впервые появилась на экране в шестьдесят пятом, в фильме Фрунзе Довлатяна "Здравствуй, это я!". В те годы существовал сильный, уверенный национальный кинематограф; наверное, странно прозвучит, но, скажем, "Узбекфильм" иногда выдавал фильмы, которые могли соперничать с французским кино того же периода. "Арменфильм" тоже не подкачал - при том, что кино было ощутимо армянское, оно было и вполне европейское. И армянский фильм "Здравствуй, это я!" - стильный, неглупый и даже изысканный.

Это было попыткой найти новый ракурс для осмысления последствий прошедшей войны, очередным исследованием душевных травм и свойств памяти. История рассказывалась нетипичная: Артёма, главного героя, на войну не отправили, поскольку он был ценным кадром, учёным-физиком (Артёма играл молодой Джигарханян). На войне погибла его жена.

...Когда-то маленькая девочка Таня передала Артёму прощальные слова женщины в военной форме, уезжавшей на фронт. Прошли годы, девочка выросла, превратилась в юную Маргариту Терехову, узнала на улице того самого человека (поседевшего и постаревшего) и пошла за ним, как загипнотизированная, чтобы выяснить - вернулась ли его женщина. И был ли Артём ей верен, ждал ли. Очень хотела выяснить - но боялась спросить.

Девушка, следующая за персонажем по улицам города - самые удачные кадры фильма.

-2
-3

Артём уже почти был готов, следуя совету друга, "сбросить груз прошлого", влюбиться в незнакомку, начать с чистого листа - судьба как будто давала шанс: Таня оказалась на редкость очаровательной, свободной и загадочной. Осторожно намечалась новая жизнь и маячила новая надежда. Но Таня, явившаяся ему, как ангел с небес, была частью прошлого, полномочным его представителем, и она не была свободной, поскольку тоже помнила войну и погибшую жену Артёма. Она хотела знать, имели ли смысл данные когда-то обещания.

-4
-5

Идеальная роль для дебюта - и Терехова (уже немножко нездешняя и слегка инфернальная) была идеальна для этой роли. Впрочем, фильм стоит смотреть не только ради неё, но и ради Ролана Быкова, Натальи Фатеевой и Армена Джигарханяна. И просто ради понимания киномомента. "Здравствуй, это я!" - фильм своего времени: джаз на пластинках, научные открытия, умытые города, интеллигентное веселье, светлые персонажи, пафос целомудренно прикрыт иронией. В общем, шестидесятые в лучшем виде. С лёгким армянским колоритом и ощущением, что есть надежда, хотя жизнь, в сущности, прошла - и другой не будет.

Также см.: Первая роль Ивана Бортника. За много лет до Промокашки. Ещё о кино шестидесятых: "Фрицевы подарочки" в советских оттепельных фильмах.