Найти тему

Мифы и реалии пирамиды Хеопса, часть 41: стометровый домкрат архитектора Удэна

Нормальные герои всегда идут в обход.  (с)
Нормальные герои всегда идут в обход. (с)

-2

Французский архитектор Жан-Пьер Уден, автор еще одной, более других разрекламированной и объявленной «самой прогрессивной», теории строительства древнеегипетских пирамид, подошел к делу не как египтолог, а как строитель. Вернее, как архитектор-теоретик, потому что далеко не каждому строителю-практику или инженеру пришло бы в голову нагородить такое.

Результатом его 8-летних размышлений стала главная идея: «внутренний пандус». Или, как очень нравится говорить журналистам и блогерам, «главная загадка строителей пирамид наконец-то разгадана - они строились изнутри!!!».

- Это был своего рода тоннель, который спиралью тянулся до самого верха по граням пирамиды и имел проемы с площадками на ее углах для того, чтобы поворачивать блоки и вытаскивать их наружу, - объясняет сам Ж-П. Удэн.

(*)
(*)

Сам по себе принцип подъема блоков не при помощи всевозможных «подъемных кранов» (см. «Мифы и реалии пирамиды Хеопса, часть 26: вековое недоразумение с геродотовскими механизмами» на канале «Следы лавно минувших дней»), а именно по наклонной плоскости, более чем разумен и работоспособен на строительстве подобных древних сооружений.

Как известно уже второкурсникам технических вузов, любой винтовой домкрат (верхняя поверхность его резьбы) представляет собой всё ту же наклонную плоскость. Только у домкрата точки опирания поднимаемого груза на наклонную плоскость [т.е. на резьбу] неподвижны, вращается резьба – а при волочении блоков движутся точки опирания [блоков на наклонную дорогу], в то время как сама наклонная плоскость остается неподвижной.

Использовалась, впрочем, и наружная насыпь (т.н. прямая рампа). Но ее, по расчетам архитектора, использовали для подъема блоков тела пирамиды Хеопса (она же – Пирамида) только до высоты примерно 42 метров. Далее рампа за ненадобностью разбиралась и блоки втаскивали уже только по внутреннему спиральному пандусу. Его уклон составлял «удобные» 7 процентов (4 градуса, что совершенно разумно и правильно): блоки могли двигать 8 - 10 человек (а вот это не факт, блоки там разные). Как это происходило, Удэн представил на презентации при помощи ЗD-реконструкции, выполненной французской компанией «Dassault Systemes».

Музейная модель-реконструкция прямой рампы (всем давно понятно, что это негодная идея) для не очень большой пирамиды.  (*)
Музейная модель-реконструкция прямой рампы (всем давно понятно, что это негодная идея) для не очень большой пирамиды. (*)

Постепенное увеличение конечной высоты прямой рампы требует остановки всех транспортных работ (и это – при и без того душащем строителей постоянном цейтноте) и нового мощения всего её верха по всей длине.  (*)
Постепенное увеличение конечной высоты прямой рампы требует остановки всех транспортных работ (и это – при и без того душащем строителей постоянном цейтноте) и нового мощения всего её верха по всей длине. (*)
По мере увеличения конечной высоты такой рампы ширину её верха можно (и нужно, чтобы не обвалилась) уменьшать – но объем этого вспомогательного сооружения все равно получается едва ли не больше объема самой пирамиды на этой отметке.  (*)
По мере увеличения конечной высоты такой рампы ширину её верха можно (и нужно, чтобы не обвалилась) уменьшать – но объем этого вспомогательного сооружения все равно получается едва ли не больше объема самой пирамиды на этой отметке. (*)

Музейная модель-реконструкция не слишком реалистичной земляной спиральной рампы для не очень большой пирамиды.  (*)
Музейная модель-реконструкция не слишком реалистичной земляной спиральной рампы для не очень большой пирамиды. (*)

Суть идеи Ж.-П. Удена: сомнительное усовершенствование идеи слабосильного рассыпающегося внешнего спирального пандуса. Как тут не вспомнить классическое «ходы кривые роет подземный хитрый крот; нормальные герои всегда идут в обход».  (*)
Суть идеи Ж.-П. Удена: сомнительное усовершенствование идеи слабосильного рассыпающегося внешнего спирального пандуса. Как тут не вспомнить классическое «ходы кривые роет подземный хитрый крот; нормальные герои всегда идут в обход». (*)

Идея у доктора Удэна получилась все равно более чем половинчатой: аж 58% массы Пирамиды предлагается возводить при помощи незамысловатой, архаичной и недопустимо тормозящей строительство прямой рампы массой много больше 2 миллионов тонн. Но, похоже, даже за восемь лет размышлений автор так и не заметил, что в конструкции Пирамиды на высотах даже выше 42 м, (до примерно 60 метров) есть цельные блоки длиной почти десяток метров и весом под 80 тонн. И их никоим образом не удастся протащить после 42-метровой отметки даже в самые хитрые кротовые ходы.  (*)
Идея у доктора Удэна получилась все равно более чем половинчатой: аж 58% массы Пирамиды предлагается возводить при помощи незамысловатой, архаичной и недопустимо тормозящей строительство прямой рампы массой много больше 2 миллионов тонн. Но, похоже, даже за восемь лет размышлений автор так и не заметил, что в конструкции Пирамиды на высотах даже выше 42 м, (до примерно 60 метров) есть цельные блоки длиной почти десяток метров и весом под 80 тонн. И их никоим образом не удастся протащить после 42-метровой отметки даже в самые хитрые кротовые ходы. (*)

Этот внутренний пандус оформлен в виде т.н. «ложного свода». У автора так никто и не спросил: а как потом заделать-замуровать эти пустоты неподъемными неповоротливыми блоками в такой тесноте и неудобстве?  (*)
Этот внутренний пандус оформлен в виде т.н. «ложного свода». У автора так никто и не спросил: а как потом заделать-замуровать эти пустоты неподъемными неповоротливыми блоками в такой тесноте и неудобстве? (*)

Для сведения: 46,6-метровая Большая галерея пирамиды Хеопса имеет ту же конструкцию «ложный свод», примерно ту же ширину внизу, которая минимально необходима для транспортировки блоков в кладку выше отметки «42 метра» и для размещения соответствующих бригад рабочих. Высота Большой галереи 8,53  м - и она по праву считается одним из самых удивительных достижений строителей Первого чуда света. Спрашивается, где размещалась, куда и как бесследно исчезла пара километров примерно таких же по сечению технологических пустот, изобретенных Ж.-П. Удэном?   (*)
Для сведения: 46,6-метровая Большая галерея пирамиды Хеопса имеет ту же конструкцию «ложный свод», примерно ту же ширину внизу, которая минимально необходима для транспортировки блоков в кладку выше отметки «42 метра» и для размещения соответствующих бригад рабочих. Высота Большой галереи 8,53 м - и она по праву считается одним из самых удивительных достижений строителей Первого чуда света. Спрашивается, где размещалась, куда и как бесследно исчезла пара километров примерно таких же по сечению технологических пустот, изобретенных Ж.-П. Удэном? (*)

Так якобы должны быть реализованы повороты.  (*)
Так якобы должны быть реализованы повороты. (*)
За один из таких «удэновских поворотов» энтузиасты идеи выдают единственную щербинку на северо-восточном ребре Пирамиды, которую в Средние века оставили расхитители её облицовки. (*)
За один из таких «удэновских поворотов» энтузиасты идеи выдают единственную щербинку на северо-восточном ребре Пирамиды, которую в Средние века оставили расхитители её облицовки. (*)

Грамотные инженерные разработки проходят две обязательные стадии: : «качественную» (общая идея и её принципиальное возможное оформление) и «количественную» (конкретные, в числах и расчетах пространственные, силовые, времЕнные и прочие оценки реализуемости этой общей идеи). В теории Удена с первым о-о-очень большие проблемы, а во втором и конь еще не валялся. И я бы посоветовал не валяться – в реальности у строителей под предводительством Ж.-П. Удэна возникнут абсолютно не решаемые сложности. Силенок и места им явно не хватит.  (*)
Грамотные инженерные разработки проходят две обязательные стадии: : «качественную» (общая идея и её принципиальное возможное оформление) и «количественную» (конкретные, в числах и расчетах пространственные, силовые, времЕнные и прочие оценки реализуемости этой общей идеи). В теории Удена с первым о-о-очень большие проблемы, а во втором и конь еще не валялся. И я бы посоветовал не валяться – в реальности у строителей под предводительством Ж.-П. Удэна возникнут абсолютно не решаемые сложности. Силенок и места им явно не хватит. (*)

Не-е-а, такие бригады маловаты, не справятся. А с этими дополнительными наружными приступками-пандусами совсем все смутно и мутно. Если бы автор не забыл сопромат на уровне второго курса архитектурных факультетов строительных институтов, то ему и не понадобилось бы дырявить ни в чем не повинную Пирамиду и мучить строителей фараона. По этим чуть-чуть расширенным (до ширины наших двухполосных автомобильных дорог) и укрепленным снаружи кладкой наружным пандусам можно спокойно транспортировать всё необходимое для возведения Пирамиды. Этой опубликованной идее уже лет тридцать – но до сих пор гуманитарии (египтологи, архитекторы, фантазеры, блогеры, комментаторы блогеров и др.) почему-то воспринять так и не сподобились. (*)
Не-е-а, такие бригады маловаты, не справятся. А с этими дополнительными наружными приступками-пандусами совсем все смутно и мутно. Если бы автор не забыл сопромат на уровне второго курса архитектурных факультетов строительных институтов, то ему и не понадобилось бы дырявить ни в чем не повинную Пирамиду и мучить строителей фараона. По этим чуть-чуть расширенным (до ширины наших двухполосных автомобильных дорог) и укрепленным снаружи кладкой наружным пандусам можно спокойно транспортировать всё необходимое для возведения Пирамиды. Этой опубликованной идее уже лет тридцать – но до сих пор гуманитарии (египтологи, архитекторы, фантазеры, блогеры, комментаторы блогеров и др.) почему-то воспринять так и не сподобились. (*)

(*)
(*)

Микрогравиметрия пирамиды Хеопса (данные французской экспедиции 1986-87 г.г, вид вертикально вниз). Разным цветом  выделены участки с плотностью от 1,85 до 2,3 тонны на кубический метр. Все это приводится как доказательство существования внутреннего спирального пандуса, замурованного по окончании строительства. На самом же деле микрогравиметрия обнаружила всего лишь поставки блоков разного сорта из разных участков их добычи в разное время.  (*)
Микрогравиметрия пирамиды Хеопса (данные французской экспедиции 1986-87 г.г, вид вертикально вниз). Разным цветом выделены участки с плотностью от 1,85 до 2,3 тонны на кубический метр. Все это приводится как доказательство существования внутреннего спирального пандуса, замурованного по окончании строительства. На самом же деле микрогравиметрия обнаружила всего лишь поставки блоков разного сорта из разных участков их добычи в разное время. (*)

Выводы:

1. Идея Ж.-П. Удэна – это еще одна однобокая теория, ошибочность которой, как часто бывало и до нее, кроется в игнорировании второстепенных, казалось бы, частностей из области физики, техники, логики и элементарной логистики процесса строительства подобных сооружений.

2. Ничего нового: 2/3 блоков Пирамиды все равно приходится поднимать по старинке, по прямой рампе, которую придется городить, как еще одну полуземляную гору высотой с 14-этажный дом и даже выше.

3. Оставшиеся сотню метров высоты и 1/3 блоков волей автора придется превозмогать посредством протаскивания неподъемных камней через тесные и скверно вентилируемые на египетской жаре спирально поднимающиеся коридоры. Якобы существовавшие когда-то внутри периметра облицовки Пирамиды.

4. Совершенно непонятно, как быть и что делать, чтобы внешние поверхности облицовки сумели сойтись на самом верху в одной точке.

5. Реклама ЗD-софта, разработанного французской компанией «Dassault Systemes» – единственное, что вполне получилось из всей той шумихи, которая стала известна как «идея Ж.-П. Удэна, одна из самых прогрессивных теорий, объясняющая то, как люди могли построить пирамиды 4500 лет назад без применения каких-либо инопланетных технологий».

Когда «Наука вновь восторжествовала. И даже как-то немного грустно стало, ведь так хотелось поверить во что-то фантастическое и необъяснимое!»

Эти нормальные герои, как и Ж.-П. Удэн, тоже пошли в обход.   (скриншот из фильма «Айболит-66», реж. Р. Быков)
Эти нормальные герои, как и Ж.-П. Удэн, тоже пошли в обход. (скриншот из фильма «Айболит-66», реж. Р. Быков)

- - -

(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.