Найти тему
Дмитрий Ермаков

Священник, воин и монах

Семья Турундаевских. Афанасий в первом ряду, сидит на полу
Семья Турундаевских. Афанасий в первом ряду, сидит на полу

Из книги "По старой Кубенской дороге"...

Мы въезжаем в село. Шпиль Воздвиженской церкви устремлен в синее небо, будто бы отражающее в себе озеро, или это озеро напилось небесной сини…

Полное и точное название храма: Церковь Воздвижения Честного Креста Господня. Обиходные названия: Крестовоздвиженская Закубенская церковь; Крестовоздвиженская церковь; Воздвиженская церковь.

Каменная двухэтажная церковь с приделом Афанасия Александрийского, построена в 1809 году на месте двух прежних деревянных церквей (Крестовоздвиженской и Афанасьевской). В 1929 церковь была закрыта, в здании долгое время находилась школа-интернат. В конце 1990-х в Воздвиженье был размещен детский православный лагерь воскресной школы при кафедральном Рождественском соборе Вологды. По инициативе настоятеля Рождественского собора Константина Васильева, при помощи местных жителей и благотворителей, в 2002 началось восстановление церкви. Ныне это действующий храм.

Во второй половине 19 века настоятелем храма был протоиерей Василий Турундаевский. Все шесть его сыновей тоже стали священниками. Среди них и Афанасий, удостоенный в годы Первой мировой войны наперсным крестом на Георгиевской ленте (награжденные этим знаком тоже считались Георгиевскими кавалерами).

Давайте задержимся на этой судьбе, начавшейся вот здесь, в этом селе…

Афанасий Васильевич Турундаевский (1878–1977) – уроженец с. Воздвиженье Кубенской волости Вологодского уезда. Иеромонах родился в 1878 г. в семье священника, протоиерея Василия. Его отец был священником Крестовоздвиженской Закубенской церкви. В семье было шестеро сыновей и одна дочь. С детских лет отличался особой набожностью и еще ребенком проявлял склонность к аскетическому образу жизни. Однако в юности Афанасий увлекся новыми атеистическими веяниями и поэтому после окончания Вологодской духовной семинарии хотел оставить духовный путь и поступить в медицинское училище. Но после смерти матери, которая была очень обеспокоена юношескими увлечениями сына, Афанасий раскаялся. Через некоторое время он, как и все его братья, принял священнический сан.

В 1915 году о. Афанасий добровольцем ушел на фронт и стал служить полковым священником.

Известно, что полковыми священниками во время войны были и его братья Афинодор и Петр.

Солдаты любили о. Афанасия, он отличался смелостью, решительностью и умением приободрить и утешить в любой ситуации.

Сохранились воспоминания прапорщика М. Е. Сироткина о подвиге о. Афанасия и обстоятельствах попадания его в немецкий плен. Эти воспоминания были опубликованы вначале в «Русских ведомостях», а потом перепечатаны в «Вологодских епархиальных ведомостях».

«Это было в П., где стоял штаб нашего отряда. К нам приехал молодой священник. Разговорились. С первых слов в нем сказалась глубокая вера в свое дело пастыря.

– Я приехал сюда по доброй воле, потому что знаю и люблю народ...

Когда перед вторжением немцев в Курляндию на нашем фронте начались стычки и в местечке Р. разгорелся бой, он отправился туда. Наши были окружены немцами. Отец Афанасий бросился туда, в сферу шрапнельного и пулеметного огня.

– Братцы, я – впереди, у меня святой крест, за ним его святая сила.

И солдаты пошли за ним.

В последний раз я видел его на том же фронте в день наступления немцев. Немцы уже подходили к Митаве. О. Афанасий приехал к нам в днем. В лоб мы немцев не пустили. Часам к 6-ти немцы успокоились. Наступило затишье. Силуэты их цепей исчезли из нашего поля зрения. В 8-м часу мой телефон перестал работать. Я послал исправить линию, так как иной связи с начальником отряда не было. Посланный не вернулся. Мы встревожились.

В то время в нашем блиндаже появился о. Афанасий:

– Ну, вот я к вам с Господним благословением пришел, – и стоит поверх бруствера.

– Батюшка, спуститесь ниже.

– Ничего, я здесь постою. А вон, смотрите, кто-то идет.

Я поднялся и на расстоянии шагов в 100 от окопа увидел черный силуэт неприятельской цепи, заходящей к нам в тыл.

– Батюшка, уходите, я сейчас открою пулеметный огонь, они ответят, и вы можете быть ранены!

Пока я говорил это, мои прикрытия и соседние цепи покинули фронтальный окоп.

– Господи, да ведь мы одни, – оглянулся я. Вокруг были 6 моих пулеметчиков, батюшка и фельдшер, бывший с ними.

– Ну, братцы, мужайтесь... по цепи...

Отец Афанасий вытаскивает крест; мы с двумя солдатами целуем крест, целуемся с батюшкой. Остальные вытаскивают пулемет, наводят при свете месяца. Германцы приближаются, крадучись...

– Уходите же, батюшка...

– Господь нас не оставит, – были последние слова его. Он исчез в ходе сообщения.

– Огонь!

И первая цепь немцев легла.

Как мы вышли из кольца, я не помню, потому что действовал в полубезумстве. Пули, проносясь мимо, обдували лицо, цепляли за одежду. Помню только, что я все время твердил свои солдатам эти ожегшие меня слова:

– Господь нас не оставит.

Когда я вышел к своим, первым вопросом было:

– Где батюшка?

– Его нет.

Отец Афанасий пропал без вести».

7 месяцев отец Афанасий провел в плену (потом вместе с группой пленных русских офицеров был обменян на немецких военнопленных). Был награжден крестом на Георгиевской ленте и Грамотой Имератора.

Далее сведения об о. Афанаиси весьма отрывочны и неточны: после революции он служил в каком-то деревенском храме. В 1930-х гг. был сослан в концлагерь на постройку Пинюжской дороги. Далее были годы странствий, во время которых, неизвестно где и когда, он принял монашеский постриг с именем Александра. По некоторым данным инок Александр жил и умер в Омске…

Всего лишь одна судьба уроженца Воздвиженья. Но какая судьба!

А ведь с Воздвиженьем связана и судьба великого русского композитора Валерия Гаврилина… Но об этом и о многом другом в следующий раз...

-2