Найти в Дзене
Шакко: об искусстве

Почему «Аполлон Бельведерский» — такая знаменитая статуя

Оглавление

Эта скульптура, пожалуй — самая знаменитая мужская статуя времен античности, слепки с нее можно найти в музеях и дворцах по всему миру. Ее название стало переносным. Почему у «Аполлона Бельведерского» такая слава и заслужена ли она?

Бронзовый слепок со статуи, сделанный в 18 веке.  Sir John Soane's Museum, London
Бронзовый слепок со статуи, сделанный в 18 веке. Sir John Soane's Museum, London

Причина №1: Он очень красивый

Эта статуя Аполлона, действительно, очень красива. Судя по стилистике, ее создали в эпоху Александра Македонского, период эллинизма, когда греческие скульпторы в своем мастерстве достигли настоящих вершин, не только гармонии, но и эмоциональности. Предполагается, что ее автор — придворный скульптор великого царя по имени Леохар. Она построена по идеальным принципам гармонии и золотого сечения: классически правильное лицо симметрично, а вот поза построена по принципу противопоставления, движения в разные стороны (контрапост), что очень приятно глазу и создает даже в спокойной статуе эффект движения, ощущение жизни.

Но это не главное. Мало ли было в эпоху эллинизма грамотно созданных статуй. Главное — совсем другое!

-2

Причина №2: Его нашли в правильное время

Статую (которая является римской мраморной копией с утраченного бронзового оригинала) извлекли из-под земли в Италии примерно около 1489 года. И это было очень правильное время: Ренессанс! Все культурные люди той эпохи тогда безумно фанатели по античному искусству, примерно как молодежь 1960-х по битлам. Найди ее кто пораньше — и верующие христиане могли бы спокойно пережечь на известь, такое паскудство языческое, разбить или в лучшем случае снова закопать. Найди ее кто попозже, когда музеи уже были перенасыщены находками античности — она бы так не прогремела. А тут она была обретена в правильное время, и художники Возрождения (не только итальянцы, но и приезжие, например, Дюрер), вдохновлялись ею при изучении канонов идеального мужского тела.

Сопоставление статуи и незаконченного изображения Альбрехтом Дюрером фигуры библейского Адама. А Микеланджело, например, вдохновлялся им же, создавая фигуру Иисуса Христа в  Страшном суде Сикстинской капеллы.
Сопоставление статуи и незаконченного изображения Альбрехтом Дюрером фигуры библейского Адама. А Микеланджело, например, вдохновлялся им же, создавая фигуру Иисуса Христа в Страшном суде Сикстинской капеллы.

Причина №3: Его нашли в правильном месте и отдали кому надо

Тут дело не только в том, что его нашли в Италии. Данного Аполлона откопали в месте, где главным был просвещенный священник по имени Джулиано делла Ровере. Позже он войдет в историю как папа римский Юлий II — мощный политик и очень энергичный покровитель искусств, кормивший Микеланджело, Рафаэля, Браманте и многих других. Статуя из его личной коллекции стала "государственной" собственностью Ватикана и заняла почетное место в важнейшем музее того времени. Именно в том музее, куда за впечатлениями съезжались со всего мира.

Собственно, так Аполлон Бельведерский и получил свое прозвище: в честь ватиканского дворца Бельведер (что переводится как «прекрасный вид»).

Наполеон у статуи Аполлона Бельведерского. Это был один из трофеев, которые он забрал из Италии в Лувр в 1798 году. В 1815 году статую вернули на место
Наполеон у статуи Аполлона Бельведерского. Это был один из трофеев, которые он забрал из Италии в Лувр в 1798 году. В 1815 году статую вернули на место

Причина №4: Любовь конкретного арт-критика

Начиная со времени находки, 15-го века, слава статуи оставалась на высоте. Но в 18-м веке, когда любовь к холодному классицизму достигла особенного упоения и распространилась до всяких заснеженных Екатеринбургов и заморских Вашингтонов с Бостонами, Аполлон Бельведерский, с его идеальным застылым спокойствием, стал настоящей "иконой".

Одной из главных причин к этому была в том, что таким его назначил Винкельман, знаменитый художественный критик и теоретик. Он воспевал «благородную простоту и тихое величие» этой скульптуры. А художники, архитекторы, ну и простые потребители искусств читали немца Винкельмана и слушались его мнения даже сильнее, чем коммунисты — Карла Маркса (возможно, и по той причине, что Винкельман написал все-таки меньше).

Гете , Шиллер, Байрон, Пушкин и т.п. подхватили эстафету этого воспевания, сделав красоту Аполлона Бельведерского и его совершенство — уже литературным фактом.

На этом портрете 1812 года знаменитый русский портретист Дмитрий Левицкий написан рядом со слепком головы Аполлона Бельведерского, как символа изящных искусств (худ.  Иван Яковлев).
На этом портрете 1812 года знаменитый русский портретист Дмитрий Левицкий написан рядом со слепком головы Аполлона Бельведерского, как символа изящных искусств (худ. Иван Яковлев).

Поколения художников-академистов учились рисованию, проводя часы за воспроизведением гипсовых черт этой статуи. Подсознательно и намеренно черты Аполлона Бельведерского проникли во множество произведений 18-19 века. Даже А. Иванов моделировал своего Иисуса в "Явлении Христа народу" вслед за идеальными пропорциями этой статуи.

-6

Сегодня эта статуя такой популярностью не пользуется: даже контемпорари-художники над ней не издеваются в своих инсталляциях. А это явный признак падения славы... Впрочем, главное, что мы, любители классических искусств, все-таки о нем еще помним.

Копия в Москве
Копия в Москве

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.