Я пишу о людях, образ которых так или иначе запечатлен художниками. Эта статья - про испанскую инфанту Маргариту, чьи детские портреты писал великий Веласкес. По ним видно, как росла эта девочка, как из прелестной золотоволосой малышки постепенно превращалась в девушку, во внешности и характере которой постепенно проявлялись не очень красивые фамильные черты...
Что же стало с этой девочкой во взрослой жизни?
Маргарита изображена в центре композиции в знаменитой картине Диего Веласкеса "Менины". Здесь она еще полна детского очарования. Живой взгляд девочки непосредственный и полон любопытства. Она держится, как взрослая дама, и это немудрено - малышка уже носит пышные платья, требующие соответствующей осанки и величавости движений. Милое личико девочки как бы освещает всю картину и оживляет общую статуарность фигур.
Будучи придворным художником испанского короля Филиппа IV, Веласкес оставил много портретов монаршей семьи, а Маргариту регулярно писал с того момента, как ей исполнилось три года.
Вон она, еще с короткими, но уже пышными, волосами, стоит возле чудесно выписанной художником вазы со цветами. На детском личике еще не видны черты Габсбургов, отличавшихся фамильной длинной челюстью и близко посаженными глазами. Близкородственные связи в случае этой семьи явно показали тенденцию к вырождению - яркий пример генетического закона.
Маргарита с детства была болезненной девочкой, впрочем, как и все дети королевской четы, родившиеся позже ее, четверо из которых умерли в нежном возрасте (выжил только мальчик, ставший потом королем Карлом II). Так что то, что девочка вообще достигла взрослости, уже было счастьем.
Ее родители приходились друг другу одновременно дядей и племянницей, притом мать была моложе своего мужа на 30 лет. Сложные династические отношения внутри семейства привели к тому, что Маргарита была наследницей нескольких престолов Европы, в том числе испанского.
Златокудрая, любознательная малышка вызывала всеобщую любовь. Родители, родственники, слуги ее обожали, так что девочка росла в атмосфере любви. При этом ее отнюдь не баловали, с детства приучая к строгому этикету. В целом королевский двор был чопорен и лицемерен, и только маленькая Маргарита своим чистым взглядом вносила в него что-то искреннее.
Судя по портретам Веласкеса, она явно нравилась и художнику. Он писал ее с неизменной нежностью, это особенно видно на ранних портретах Маргариты.
Девочка заставила всех сильно поволноваться, когда тяжело заболела. Но, к счастью, ее сумели как-то выходить. Не думаю, что это заслуга врачей, в те времена врачи не особо помогали больным, знали только одно универсальное средство от всех болезней - кровопускание. Организм девочки оказался в тот раз крепче болезни.
Маргариту готовили к династическому браку. Она была еще ребенком, когда родители обдумывали все варианты ее замужества. Разумеется, в расчет брались только политические интересы. Чувства и желания самой девочки не учитывались совсем, любая дочь в королевской семье могла быть только разменной монетой в династических играх.
Габсбурги правили как Испанией, так и Священной Римской империей, и в целях укрепления союза между этими государствами, надо было заключить брак. Императором стал Леопольд I, который приходился Маргарите дядей. О внешности Леопольда говорит этот портрет:
Типичный Габсбург, мда... И вот планировался очередной близкородственный брак. После подписания брачного договора Маргарита стала официальной невестой Леопольда, и императору регулярно присылали портреты девочки. Надо сказать, что, став подростком, она растеряла свою миловидность, хотя, например, а картине Франсиско Игнасио де ла Иглесиа фамильные уродливые черты Габсбургов смягчены, и девочка выглядит весьма мило. Но надо же было жениху показывать товар лицом!
И вот Маргарита достигла брачного возраста - 15 лет, и с большой помпой ее отправили в Вену, тогдашнюю столицу Священной Римской империи.
Невзирая на отталкивающую внешность, создающую впечатление о некоторой дебильности императора, на самом деле он был образованным человеком, особенно любившим искусство. Те же интересы были и у Маргариты Терезы (так ее называли официально). Они прониклись друг к другу симпатией, им было интересно друг с другом, и их семейная жизнь оказалась неожиданно счастливой.
Однако не все так прекрасно обстояло с отношениях с двором. Маргарита плохо знала немецкий язык, а характер у нее был спесивый, она вела себя высокомерно, не умела ладить с людьми. В результате все ее возненавидели (кроме мужа и его мачехи). Придворные буквально мечтали, чтобы она умерла, и император женился бы на другой.
И без того слабое здоровье Маргариты было ослаблено постоянными беременностями и родами. Из четырех рожденных ею детей выжил только один. В своих бедах императрица винила отнюдь не генетику, а... евреев! Конечно, во всем были виноваты они. Маргарита настояла на том, чтобы император разрушил венскую синагогу и изгнал евреев из Вены.
Странно, но это не помогло. Во время очередной беременности Маргарита Тереза заболела бронхитом и умерла. Ей был всего 21 год.
Почитайте еще на моем канале:
Екатерина Дашкова: какую карьеру могла сделать женщина в век Просвещения
Таинственный автор "Илиады" и "Одиссеи": а был ли Гомер?
На канале мужа:
Трагедия Ахилла: герой, носивший собственную смерть на пятке