Выступление Исполняющего обязанности Генерального секретаря ОДКБ Валерия Семерикова на «круглом столе» в Государственной Думе Российской Федерации на тему: «Развитие информационно-коммуникационного сотрудничества на пространстве ОДКБ»
Выступление Исполняющего обязанности Генерального секретаря ОДКБ Валерия Семерикова на «круглом столе» в Государственной Думе Российской Федерации на тему: «Развитие информационно-коммуникационного сотрудничества на пространстве ОДКБ».
Информационно – коммуникационное сотрудничество на пространстве ОДКБ: опыт развития, основные факторы влияния и вызовы нового времени
Уважаемый Леонид Иванович,
Разрешите выразить Вам искреннюю признательность за организацию круглого стола на столь актуальную и злободневную сегодня тему, как развитие информационного – коммуникационного сотрудничества на пространстве ОДКБ. Эта проблема в последнее время занимает все более заметное место в повестке дня нашей Организации, что, на мой взгляд, вполне закономерно, поскольку информация и информационные технологии играют возрастающую роль как в жизни рядовых граждан наших стран, так и в деятельности их государственных и общественных институтов. На актуальность задачи коллективного противодействия деструктивному воздействию на интересы государств – членов ОДКБ обратил особое внимание министр иностранных дел России С.В.Лавров в ходе последнего заседания СМИД Организации в Бишкеке 22 мая с.г. Попытки западных СМИ исказить отношения между партнерами по ОДКБ С.В.Лавров охарактеризовал как акты «информационной агрессии».
Уважаемые участники круглого стола,
развитие информационно-коммуникационных технологий привело к превращению в 21 веке информации в важнейший стратегический ресурс, вполне сопоставимый по значению с финансово-экономическим, военным, либо сырьевым потенциалом государств. В силу этого становится понятным стремление геополитических оппонентов России и её союзников по ОДКБ воспользоваться нынешней хаотизацией глобального миропорядка и эрозией системы международного права для закрепления за собой лидерства в информационной сфере. При этом наши западные партнеры исходят из того, что используемый ими в информационном пространстве виртуальный инструментарий в сравнении с реальными столкновениями на театрах военных действий обладает очевидными преимуществами, поскольку менее затратен, бескровен и практически никак не регулируется в правовом отношении.
Попытки России и её союзников по ОДКБ переломить эту тенденцию и побудить Запад совместно разработать правовую регламентацию деятельности государств в информационной сфере успеха пока не приносят. Сошлюсь лишь на один пример последнего времени.17 декабря 2018 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов приняла российскую резолюцию «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». Соавторами резолюции выступили партнеры России по ОДКБ. «За» проголосовали 94 государства, «против» - 59,воздержались – 33. В ходе голосования США и страны ЕС наглядно продемонстрировали, что не намерены выносить тему борьбы с киберпреступностью на площадку ООН. Их стратегическая задача по–прежнему состоит в поддержании выгодного для них статус - кво в международном информационном пространстве, нацеленного на сохранение цифрового неравенства между различными членами мирового сообщества.
Между тем, процессы, происходящие в глобальном информационном пространстве, имеют прямую проекцию на ситуацию в зоне ответственности ОДКБ. Стремительное развитие и внедрение информационно – коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества несут с собой не только прогресс и процветание, но и порождают новые по своей природе вызовы и угрозы его безопасности, требующие своевременного и адекватного реагирования.
В этих условиях государства – члены ОДКБ вынуждены предпринимать конкретные меры для защиты своих интересов в информационном пространстве. Наиболее полно они отражены в принятой в 2016 году Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года. В этом документе одной из стратегических задач в сфере обеспечения коллективной безопасности определено формирование безопасного информационного пространства государств-членов ОДКБ. На это же нацелены подписанное в 2017 году Соглашение о сотрудничестве государств – членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности и еще в общей сложности почти полтора десятка документов, составляющих ныне правовую базу Организации в этой сфере.
Сегодня в формате ОДКБ активно действуют механизмы практического взаимодействия в указанной области. Приведу лишь несколько примеров:
– вступил в силу подписанный в 2014 году Протокол о взаимодействии государств-членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере, который должен содействовать сотрудничеству специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в ходе расследования соответствующих преступлений;
– в рамках проводимой в формате ОДКБ с 2009 года операции постоянного действия «ПРОКСИ» реализуются скоординированные мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий. В пределах своей компетенции в ней участвуют специальные подразделения органов национальной безопасности, внутренних дел (полиции), подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с незаконной миграцией, структуры органов финансовой мониторинга (разведки) государств-членов ОДКБ. Только за 1 полугодие 2018 года в ходе проведения операции выявлено более 20 тыс. информационных ресурсов, имеющих значение для оценки угроз коллективной безопасности, по которым проведены или продолжают проводиться оперативно-розыскные и следственные мероприятия. В результате функционирование большинства из этих ресурсов приостановлено, а по полученным материалам возбуждено более 10 тыс. уголовных дел;
– решением глав государств - членов ОДКБ в 2014 году в формате Организации создан Консультационный координационный центр по реагированию на компьютерные инциденты, в рамках которого осуществляется деятельность по отражению масштабных компьютерных атак, пресечению распространения вредоносного программного обеспечения и противодействию другим типам противоправной активности в информационном пространстве государств-членов ОДКБ.
Весомым вкладом в коллективные усилия государств-членов ОДКБ по борьбе с вызовами их коллективной безопасности в условиях роста информационных угроз призвана стать реализация принятого на прошедшей в ноябре 2018 года в Астане сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ Плана мероприятий по развитию скоординированной информационной политики в интересах государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности. Среди прочего, указанный документ предусматривает проведение мероприятий, направленных на формирование общественного сознания с целью неприятия идеологии международных террористических и религиозно - экстремистских проявлений.
Этот аспект чрезвычайно важен для государств - членов ОДКБ, особенно тех, что расположены в Центральноазиатском регионе. Они испытывают на себе мощное воздействие международных террористических и экстремистских организаций, занимающихся через СМИ и Интернет вербовкой своих сторонников с прицелом на их последующее использование для дестабилизации внутриполитической ситуации в указанных государствах.
Механизмы деструктивного информационного воздействия на личность, общество и государство постоянно совершенствуются, а масштабное манипулирование сознанием принимает угрожающий характер. Через информационное пространство осуществляются целенаправленная дискредитация конституционных основ государств и их властных структур, размывание национального менталитета и самобытности, вовлечение людей в экстремистскую и террористическую деятельность, разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, формирование радикального и протестного потенциала.
С учетом этого в общем спектре вызовов и угроз безопасности государств – членов ОДКБ на одно из центральных мест постепенно выдвигается угроза их информационному суверенитету.
В последнее время на национальном уровне в государствах – членах ОДКБ происходит все более очевидное осознание масштабов этой угрозы и необходимости выработки комплексных мер противодействия ей. Эта задача, в частности, нашла отражение в утвержденной Президентом Российской Федерации В.Путиным 5 декабря 2016 года Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, где защита суверенитета России в информационном пространстве посредством осуществления самостоятельной и независимой политики отнесена к числу основных направлений обеспечения национальной безопасности.
В принятой Постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь 18 марта с.г. Концепции информационной безопасности Республики Беларусь отмечается, что «глобальное возрастание роли информации в системе общественных отношений, открытость информационного пространства и повышение уровня информатизации населения обуславливают новые меры безопасности информационной сферы с точки зрения обеспечения государством полноценной реализации своих суверенных прав и интересов социально – экономического развития».
В утвержденной 3 мая с.г. постановлением правительства Кыргызстана Концепции информационной безопасности Кыргызской Республики на 2019 – 2023 годы «распространение в сети Интернет противоправного контента, материалов деструктивного характера, а также иной идеологии, нарушающей нравственные устои общества» отнесено к числу главных внешних угроз для информационной сферы государства.
Аналогичные по смыслу нормы и принципы закреплены в национальном законодательстве и других государств – членов ОДКБ. С учетом этого, весьма своевременной и актуальной представляется задача гармонизации национального законодательства государств – членов в части, касающейся противодействия угрозам их суверенитету в информационной сфере, а также разработка правовых актов на эту тему в формате Организации. Оптимальной площадкой для решения этой задачи могла бы, на наш взгляд, стать Парламентская Ассамблея ОДКБ, обладающая для этого необходимым опытом и соответствующим экспертным потенциалом.
Опыт деятельности спецслужб государств – членов ОДКБ свидетельствует о том, что из всех коммуникационных технологий именно компьютерные являются основным средством создания и поддержания деятельности террористических и религиозно – экстремистских организаций. По данным «Лаборатории Касперского», в 2018 году четыре из шести государств – членов ОДКБ – Белоруссия, Армения, Киргизия и Казахстан - вошли в состав двадцати государств мира с наибольшим числом пользователей, подвергшихся атакам через Интернет. По этой причине перед государственными структурами и спецорганами государств – членов ОДКБ стоит комплексная задача по организации противодействия терроризму и экстремизму в Интернете.
Особую тревогу вызывает активное использование для распространения в информационном пространстве фальсифицированной, недостоверной и запрещенной информации социальных сетей, которые в коммуникационной сфере являются лидерами по охвату аудитории. Учитывая высокий уровень интернетпроникновения в государствах – членах ОДКБ, социальные сети ныне служат средой, где разворачивается серьезная борьба за умы в первую очередь молодежи, для которой Интернет выступает в качестве главного, а зачастую – единственного, источника информации, формирующей её мировоззрение.
Опыт Российской Федерации и её партнеров по ОДКБ говорит о том, что при умелом и грамотном подходе работа государственных структур в социальных сетях способна обеспечить положительные результаты. На это, в частности, указывает практика широкого задействования «цифровой дипломатии» в деятельности МИД Российской Федерации, Республики Беларусь и других государств – членов ОДКБ, активно использующих социальные сети для донесения до целевых аудиторий актуальной, правдивой и разносторонней информации о ситуации на постсоветском пространстве и крупнейших мировых событиях. Помимо выполнения важнейшей внешнеполитической функции, «цифровая дипломатия», использующая различные формы воздействия на русскоязычную и зарубежную аудиторию, вносит серьезный вклад в решение задачи по нейтрализации террористической и экстремисткой пропаганды, блокированию каналов коммуникаций, используемых для распространения в обществе деструктивной информации.
Во многом основываясь на этом опыте, Секретариатом ОДКБ ныне осуществлен масштабный выход в социальные сети. Заведены и активно используются аккаунты Организации в социальных сетях Facebook, Twitter, Vkontakte, Odnoklassniki, Youtube, Instagram, Яндекс Дзен. В течение последнего года отмечено свыше 2 млн. посещений этих ресурсов пользователями Интернета. В целях придания этой работе большей результативности и масштабности Секретариатом ОДКБ установлены контакты и налажено взаимодействие с администрациями социальных сетей Odnoklassniki, Facebook, а также с интернет-компаниями Mail.ru и Яндекс. Рассчитываем на то, что сотрудничество с этими провайдерами будет способствовать расширению информационного поля и увеличению численности потребителей актуальной и правдивой информации о деятельности ОДКБ как в государствах – членах Организации, так и в странах дальнего зарубежья.
Говоря о необходимости более активного присутствия государства в Интернет – пространстве, следует подчеркнуть, что одним из основных средств противодействия деструктивному информационному влиянию должна выступать активная, высоко технологичная и целенаправленная деятельность государственных СМИ. Современные принципы выстраивания слаженной работы государств – членов ОДКБ, государственных СМИ и экспертного сообщества, а также потенциала структур самой Организации раскрываются в разрабатываемом ныне в формате ОДКБ проекте документа, нацеленного на противодействие деструктивному информационному воздействию на государства – члены ОДКБ. Указанный документ призван стать эффективным инструментом консолидации союзнических усилий государств – членов Организации на направлении продвижения в информационное пространство положительного образа ОДКБ, обеспечения коллективной безопасности её членов в информационной сфере.
Глобальной положительной тенденцией последнего времени следует считать признаки, свидетельствующие об установлении нового климата в отношениях между ведущими провайдерами интернет – услуг и государственными регулирующими структурами. Переход от прежней системы сдержек и противовесов к «самоцензуре» провайдеров, а также возможная разработка в последующем «Кодекса ответственного поведения в Интернете» указывают на наличие перспективы налаживания продуктивного государственно – частного партнерства в интересах обеспечения безопасности информационного пространства.
Уважаемые участники круглого стола,
Рассчитываем на открытый и содержательный обмен мнениями о перспективах развития информационно – коммуникационного сотрудничества на пространстве ОДКБ. Исходим из того, что он послужит вкладом в налаживание конструктивного взаимодействия между всеми участниками этого процесса: властными структурами, средствами массовой информации, провайдерами, регуляторами и органами самой Организации в интересах отстаивания информационного суверенитета наших государств.
Благодарю вас за внимание.