Найти тему
Евгений и Дарья Олейники

Почему я рад тому, что, в отличие от России, в Беларуси нет огромных запасов нефти

Оглавление
Своё "озеро" нефти у нас есть. Но оно труднодоступно.
Своё "озеро" нефти у нас есть. Но оно труднодоступно.

Часто слышу мнение: плохо, что у Беларуси нет своей нефти. Вот было бы "чёрное золото" – зажили бы. Я считаю: нам в этом вопросе очень повезло.

Справедливости ради надо сказать: немного нефти в нашей стране всё же есть. Я думаю, это станет сюрпризом даже для многих белорусов: наша страна входит в топ-60 стран по запасам углеводородов, следует из "Книги фактов" ЦРУ. Всего же в рейтинге американского ведомства представлены 215 государств.

В недрах Беларуси залегает около 200 миллионов баррелей сырья. Целое озеро. Однако достать нефть сложно. Потому и экспортируем её – в основном из России.

Когда мне говорят о том, что Беларуси для счастья не хватает пары-тройки миллиардов удобной для извлечения и лёгкой в переработке нефти, я вспоминаю о таких странах, как Германия, Франция, Япония. У них своего "чёрного золота" нет. И ничего, живут. Даже очень неплохо.

А вот другой пример: Венесуэла с её поражающими воображение запасами в 300 миллиардов баррелей. Исходя из нынешних годовых потребностей Беларуси в сырье, этих запасов нам хватило бы на 15 000 лет.

Венесуэла переживает глубочайший экономический кризис. Инфляция в стране по итогам прошлого года превысила 1 700 000%.

Исключение из правил

Примеры можно приводить долго.

Можно вспомнить Россию, занимающую восьмое место в мире по запасам нефти. По-настоящему богатыми в этой стране нефть сделала считаных людей. Можно вспомнить Иран, Ирак, Ливию, Нигерию. Все эти страны в топ-10 по запасам. Но подавляющему большинству населения от этого ни жарко, ни холодно.

Исключение из правил – Саудовская Аравия. В этой стране с населением "поделились" природными запасами. Местные жители имеют хороший соцпакет и живут как у Бога за пазухой. Так же когда-то было в Ливии.

Нужны трудности

Однако исключение только подтверждает факт: нефть не делает народ богаче. В большинстве случаев она служит средством обогащения определенных кругов. Иногда эти круги делятся с "ближними" – чтобы те не слишком роптали. Но кардинально это ничего не меняет. В то же время нефть мешает экономике развиваться. Зачем ломать голову над развитием промышленности, сельского хозяйства и прочих сфер, если можно поставить вышку и качать нефть? Это явление, к слову, получило название "Голландская болезнь". Лёгкие деньги развращают власть, а рыба, как известно, гниёт с головы.

На мой взгляд, успех экономики, а значит, и общества в целом, обусловлен трудностями. Мы учимся их преодолевать и этот процесс делает нас сильнее, умнее, опытнее. В результате мы производим новые продукты и технологии, и как следствие – меняем жизнь к лучшему. Нефть, да и не только она – любые природные ресурсы, препятствует развитию.

Шоковая терапия

Кто-то спросит: а что же вы в Беларуси покупаете российскую нефть? Почему не откажетесь от своих нефтеперерабатывающих заводов?

Заводы, доставшиеся нам по наследству от СССР, – это рабочие места для тысяч людей. Переработка сырья приносит хорошие деньги в бюджет. Отказаться от всего этого означало бы шоковую терапию и потрясение в обществе. Как оказалось, проще вообще не начинать заниматься нефтедобычей и переработкой, чем отказаться от неё. И чем сильнее экономика страны зависит от "нефтянки", тем хуже.

К счастью, у Беларуси ещё есть шанс "соскочить" с нефтепереработки. Нам поможет то, что у нас мало собственных углеводородов. Вместо того, чтобы ставить новые вышки и строить НПЗ, мы будем развивать машиностроение, ИТ и медицину. Одним словом – шевелиться.

Спасибо за внимание! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал, чтобы не пропустить свежие публикации.