Привет, певцы и певицы!
Существует 3 типа вокальной импровизации:
Вокализ (академическое происхождение)
Техника свободной мелодизации на мягкой и твёрдой атаке гласных без частого использования согласных и ритмо-слогов. Здесь важна работа со звуком, динамикой и филировками. Образ крупного, широкого, густого мазка.
Стили: Романс. Блюз. Баллада. Поп. Рок. Соул. Неоклассика.
В песне "Две звезды" можно услышать небольшой фрагмент такой вокализации в исполнении Аллы Пугачёвой на фоне соло электрогитары.
Скэт (джазовое/блюзовое происхождение)
Техника свободной ритмизации мелодии на атаке согласных и частично гласных. Создаёт драйв, служит контрапунктом, превращает голос в ритмический инструмент. По природе акцентировки такое пение воспринимается как яркий признак стиля. Наиболее стереотипный вариант "импровизации", как понятия.
Стили: Свинг. Блюз. Бибоп. Рок-н-Ролл. Ритм-энд-Блюз. Фанк. Латино.
Элла Фицджеральд исполняет скэтом всю песню "Air Mail Special" - саму тему и все квадраты импровизации.
Мелодекламация (этническое/литературное происхождение)
Техника высказывания, определяемая как "мелодизация текста" - довольно редкий способ музицирования. Здесь импровизационность проявляется в свободной расстановке как ритмических, так и звуковысотных событий. Обычно, это становится визитной карточкой конкретного артиста в формате "автора-исполнителя, рассказчика, поющего поэта или актёра, барда, акына" и тп.
Стили: Арт-Рок. Фолк. Авторская песня. Баллада. Моноспектакль.
Вологодская певица Марина Кулакова в записи "Сказки" сочетает свой рассказ с пропеванием отдельных фраз и народной подачей под лёгкий эстрадный аккомпанемент.
В каком поле свободного музицирования существует Ваш голос?
Найдите несколько примеров по каждому типу импровизации.
Более детальные расстановки я даю на мастер-классах и семинарах для преподавателей эстрадно-джазового вокала и членов жюри по всей России.
Программы. Курсы. Отзывы: mikhaylin.online