Найти тему
История на местности

Киевский вокзал был одноэтажным, пока Шухов и Рерберг не сделали из него инженерное чудо

Никита Андреев

Киевский вокзал стоит на земле Дорогомиловской ямской слободы, о которой напоминают названия окрестных улиц. Первоначально Дорогомилово находилось на другой стороне Москвы-реки, вдоль нынешней Саввинской набережной. Смоленская дорога в то время шла по Плющихе, но в конце XVI века трасса изменилась: Смоленская дорога пошла по нынешним Смоленской и Большой Дорогомиловской улицам.

Вдоль новой дороги на правом берегу Москвы-реки появилась Дорогомиловская ямская слобода, куда Иван Грозный переселил ямщиков из Больших Вязём. Государевы ямщики — это крестьяне, освобождённые от всех повинностей, но взамен этого обязанные заниматься «ямской гоньбой» — перевозить пассажиров и грузы, особенно государственную почту.

В районе Бережковской набережной была патриаршая Бережковская слобода, где жили рыбаки патриарха. К XIX веку особый слободской уклад сменился обычным городским.

Наложение Киевского вокзала на план 1852 года
Наложение Киевского вокзала на план 1852 года
Церковь Тихвинской Божией Матери, что на Бережках, в Дорогомилове. Построена в 1746 году, снесена в начале 1960-х
Церковь Тихвинской Божией Матери, что на Бережках, в Дорогомилове. Построена в 1746 году, снесена в начале 1960-х
Сейчас на месте церкви Площадь Европы. Фото: Яндекс
Сейчас на месте церкви Площадь Европы. Фото: Яндекс

В 1899 году на границе бывших Дорогомиловской и Бережковской слобод построили одноэтажный Брянский вокзал, и потомки местных ямщиков сделались легковыми и ломовыми извозчиками при вокзале.

Вид старого Брянского вокзала со стороны нынешнего ТЦ «Европейский» в начале 1900-х. По сравнению с другими вокзалами эта постройка кажется сараем
Вид старого Брянского вокзала со стороны нынешнего ТЦ «Европейский» в начале 1900-х. По сравнению с другими вокзалами эта постройка кажется сараем
1902 год, вид от нынешнего павильона МЦД
1902 год, вид от нынешнего павильона МЦД
Сейчас вид такой. Фото: Яндекс
Сейчас вид такой. Фото: Яндекс
На этой фотографии начала 1900-х хорошо видно, что старый Брянский вокзал был частично каменный, частично деревянный
На этой фотографии начала 1900-х хорошо видно, что старый Брянский вокзал был частично каменный, частично деревянный
Последний приезд Льва Толстого в Москву, 1909 год
Последний приезд Льва Толстого в Москву, 1909 год

В 1912 году к столетию Бородинской битвы архитектор Роман Клейн построил на Смоленской дороге Бородинский мост через Москву-реку. Это была подготовка к реконструкции Брянского вокзала, дабы транспортная инфраструктура смогла обрабатывать ожидаемый товарооборот и пассажиропоток.

С 1914 по 1918 год Иван Рерберг строил новое здание Брянского вокзала в стиле ампир, а инженер Владимир Шухов делал высокотехнологичные металлические перекрытия залов. Уложились аккурат в Первую мировую войну. В 1934 году вокзал переименовали в Киевский.

1915 год, строительство нового Брянского вокзала
1915 год, строительство нового Брянского вокзала
1918 год, вокзал почти готов. По тем временам, особенно с учетом войны и разрухи, инновационные конструкции Шухова были настоящим инженерным чудом: экономично, красиво и прочно!
1918 год, вокзал почти готов. По тем временам, особенно с учетом войны и разрухи, инновационные конструкции Шухова были настоящим инженерным чудом: экономично, красиво и прочно!
Брянский вокзал в 1920-е
Брянский вокзал в 1920-е
Начало 1930-х
Начало 1930-х
Это место сейчас. Фото: Яндекс
Это место сейчас. Фото: Яндекс

В 1936 году открылась станция метро «Киевская» голубой ветки. В 1940—45 годах Дмитрий Чечулин пристроил к северной части Киевского вокзала корпус с кассами пригородных поездов. Как раз уложился в Великую Отечественную войну.

1938 год, рельсовый автобус на Киевском вокзале. Пишут, что это экспериментальный экскурсионный вагон Москва—Апрелевка
1938 год, рельсовый автобус на Киевском вокзале. Пишут, что это экспериментальный экскурсионный вагон Москва—Апрелевка

В 1953 году открылась станция «Киевская» синей ветки, и более раннюю станцию голубой ветки на 5 лет закрыли и использовали как склад. В 1954 открылась «Киевская» кольцевая.

Киевский вокзал в 1970-е. Здание и сейчас выглядит так, но вот его окружение…
Киевский вокзал в 1970-е. Здание и сейчас выглядит так, но вот его окружение…
Вид на Киевский вокзал в начале 1970-х на картине И. А. Попова. Сейчас на месте этих ларьков и домов — ТЦ «Европейский»
Вид на Киевский вокзал в начале 1970-х на картине И. А. Попова. Сейчас на месте этих ларьков и домов — ТЦ «Европейский»
Подписывайтесь на канал. Эта статья — седьмая часть маршрута «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места.
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, Сухаревская и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.