Найти в Дзене

День двадцать второй. Бишкек.

Не написал я, что в Бишкеке была жара. Полноценные 30 градусов. Ночью было 14. Это была третья ночь, когда я спал раздетый. На Балхаше, в Алматы и, теперь, в Бишкеке. Устал я от бесконечного холода. Всё-таки ехал в жаркую Среднюю Азию, или, как её называю на Западе, Central Asia.

Проснулся рано от палящего солнца. Нашёл на пустыре пару жидких деревьев, но они не спасли от утреннего солнца. Позавтракал, написал Маду, что скоро приду за ней в хостел, собрался и пошёл в Бишкек. Мы договорились с Маду, что я оставлю Big Bag в хостеле и мы пойдём гулять по городу.

По дороге постирал в арыке футболку и носки. Арыки - это местная особенность. Почти все города испещрены бесчисленными каналами с водой. Канальчики с полметра шириной и сантиметров 30 глубиной. Арыки прорыты вдоль каждой улицы перпендикулярной горам. Вода в них поступает с гор. Это целая сеть бесчисленных каналов. Они действительно бесчисленны и в них течёт не питьевая, но довольно чистая вода. Не грязней какой-нибудь Невы или Москвы-реки.

Дойдя до цивилизации, я сел в троллейбус. Цена меня приятно удивила. 8 сом. Курс рубля к сому 1,08. Т.е. рубль чуть дороже. А 8 сом - это меньше 8-ми рублей.

Перед тем как зайти в хостел, я нашёл по 2Гису мастерскую по ремонту обуви. Дело в том, что у меня порвался берец (или как правильно сказать? Есть берцы, а в единственном числе как правильно?) в том месте, где сшиты нижняя часть из кожи и верхняя из кожзаменителя. Это серьёзно. Без берцев в горах никак. Показал я дырку в ботинке мастеру. Мастер сказал, что или делать долго и дорого или прямо сейчас зашьёт мне бесплатно. Я согласился на второй вариант. За пять минут он мне, довольно хорошо прошил ботинок. Я достал все имеющиеся у меня сомы: целых 70. Он взял символическую двадцатку, а полтинник протянул обратно, сказав, что он мне пригодится. Я думал, что запросит сомов 500 с россиянина и мне придётся менять доллары, но старый татарин с красивым именем Альфред, сразу определил во мне нищеброда. Альфред рассказал красивую историю своего имени. Его отец, во время второй мировой, попал в плен. Но, уж больно, понравился одному немецкому офицеру, тот забрал его из лагеря к себе домой в качестве рабочего, тем самым спас отца Альфреда от верной смерти. В благодарность, отец пообещал назвать сына в честь немецкого офицера. Вы уже поняли как того звали.

Я оставил Big Bag в хостеле и мы пошли гулять по городу. Бишкек, как и Алма-Ата, это типичный советский город, только жителей здесь не 2 миллиона, как в Алма-Ате, а 1 миллион. Зелени здесь значительно больше, поэтому не всегда, когда повернёшь голову на юг, сможешь увидеть снежные вершины гор. Но их всё-таки видно иногда. 

В городе творился какой-то хаос. На каждом перекрёстке были миллиционеры в парадной, белой форме. Многие дороги перегородили. Вечером город полностью превратился в одну огромную пробку. Оказалось, что Путин приехал. И не только он. В Бишкеке, в эти дни, проходит ШОС. Думаю, что без меня сможете загуглить что это такое.

Особых достопримечательностей в Бишкеке нет. Здесь есть красивейшие горы. Но мы, с Маду, устали от гор. Мы просто весь день бродили по улицам Бишкека. Центральный парк мне, на удивление, понравился. Этот парк и есть главная достопримечательность города. В парке очень много разных скульптур из глины. Я всего-лишь одну фотографию сделал. Скульптуры носорога, состоящего из головы и хвоста, без тела. Там была скульптура Мать с младенцем, датированная 1985-м годом. Я сказал Маду, что это моя мама со мной, т.к. я родился в этом году.

Я завтракал кофе с пряниками, которые мне подарил ещё Сергей кореец в Казахстане. Привет, Сергей! Проголодался и решил потратить первые деньги в этом путешествии на еду. Так как у меня была лепёшка и я хотел пить, то решил купить молока. Заодно посмотреть сколько денег снимут с моей рублёвой карты при расчёте по безналу. Зайдя в молочный отдел, я увидел литровый тетропак со странным названием Чалап. Это оказался солёный кисло-молочный напиток, наподобии тана, но с более густой консистенцией и энергетической ценностью такой же как у молока. В России выпускают тан очень разбавленным водой. А Чалап это тан без воды. Цена у него 41 сом. С карты сняли 38 рублей. Почти как по курсу. Я обрадовался этому обстоятельству. Думаю, что вы помните, как я потерял 25%, при обналичивании сомов с рублёвой карты через банкомат.

Пока гуляли, я увидел родную газпромовскую заправку. Там есть туалет. Я сказал об этом Маду и мы пошли на заправку. Маду понятия не имеет о Газпроме. Я сказал ей, что газ, которым она пользуется в своём доме, в Руане поставляет эта российская компания. В Европе нет газа, весь газ поставляется из России. Для Маду это явилось откровением. На заправке я увидел свои любимые сигареты Вест. Хрен бы с этим Вестом, но сигареты были самыми дешёвыми (60 сом), длинными (100 мм), к тому же ещё и крепкими. Я купил пять пачек по безналу. Теперь то я знал, что безналом покупать выгоднее, чем наличными сомами.

Так же мы прошли по улице Льва Толстого. На этой улице было очень много людей, сидящих и ждущих не понятно чего. Я понял чего они ждут. Они ждут работу. Попытался объяснить Маду, что здесь делают эти люди, но она меня не поняла. Лишь после, в самом конце улицы, когда мы присели отдохнуть на лавочку и к нам подошла женщина, я смог перевести Маду наш с ней разговор. Женщина рассказала, что стоит здесь каждый день и ждёт когда подъедет машина и предложит ей работу. В основном работа по дому. Уборка и прочая мелкая работёнка. Женщина рассказала, что на каком-нибудь производстве платят 500 сом в день за 12 часов беспрерывного труда. Здесь она может заработать эти деньги за пару часов. Я перевёл это всё Маду. Она ужаснулась. Сказала, что мы с ней lucky, раз нам не приходиться столько работать за такие копейки. Женщина, кстати, подумала сначала, что мы конкуренты и не очень дружелюбно спросила зачем мы сели на лавочку, но сразу поняла кто мы такие. Ей очень понравилась эта молодая и красивая француженка. Жизнь Маду - это несбыточная мечта для этой женщины... Она смотрела на Маду с предыханием. Эта несчастная женщина с тяжёлой, нищенской жизнью, чуть соприкоснулась с европейской, сытой жизнью в лице молодой, красивой и богатой, по сравнению с этой женщиной, француженки... Ни где-нибудь по телевизору, а на этой грязной улице Льва Толстого, среди таких же как она, грязных и нищих людей...

Вечером мы случайно забрели в ботанический сад Бишкека. На заборе я прочитал, что вход бесплатный, но дядька киргиз потребовал с нас плату за вход. Я был категорически против такой постановки вопроса. Вслед за дядькой из сторожки вышел киргиз помоложе, представился директором парка и сказал, что мы можем проходить бесплатно. Стал рассказывать о растениях и парке. Я тоже рассказал о том, кто мы такие. К разговору присоединился дядька, который требовал с нас плату за вход. От обоих исходил стойкий запах свежего перегарчика.

Был уже вечер, мы с Маду устали гулять по жаре и пробыли в ботсаду больше часа. Половину времени просидели в тени деревьев, на лавочке. Когда выходили оттуда, снова разговорились с киргизами. Они были изрядно пьяны и пригласили меня ночевать в саду. Ботсад находится в центре города. Это удобнее, чем переться за город. Я ответил, что вернусь с рюкзаком через час.

Проводив Маду в хостел и забрав свой Big Bag, я направился в ботсад. Я ни секунды не раздумывал, идти ли мне к пьяным киргизам. Идти 100%! Ведь это не киргизы меня пригласили, это сама Дорога меня позвала. Пусть и ввиде пьяных киргизов. "I love drunk peoples!" - сказал я Маду, при выходе из ботсада, "Потому, что сам алкаш", добавил уже по-русски.

Когда шёл от хостела к ботсаду, разыгралась настоящая буря. Сильнейший шквальный ветер, дождь, хоть и небольшой. Я обрадовался, что буду ставить палатку в ботсаду. Ветра там быть не может, т.к. деревья очень густо посажены, они высокие и их много. На пустыре, на котором ночевал прошедшей ночью, меня бы сдуло вместе с палаткой от такого сильного ветра.

Подойдя к Ботсаду, я увидел знакомого киргиза, который с трудом садился на велосипед. Это директор ботсада поехал за коньяком. Я зашёл в сторожку, там пьяный сторож усадил меня за стол и мы стали ждать директора. Он вскоре появился с четком коньяка и мы благополучно выпили этот четок. Директор оказался вовсе не директором, а агрономом. Работает он в ботсаду всего 2 недели. Да и не агроном он вовсе, а владелец крупного агентства недвижимости. На территории ботсада есть пустующее, с очень хорошим ремонтом, здание. Брониславу (так зовут агронома) предложили сделать из этого здания, например, отель. Он посмотрел на это здание, на этот ботсад и... ушёл из своего же собственного агентства недвижимости, передал бразды правления своей жене и устроился агрономом в этот ботсад. "Подальше от людей и всей этой суеты." - так резюмировал свою историю Бронислав. Да, он оказался не Киргизом, а... Даже не знаю как сказать. Отец у него кореец, а мать японка. Сам он считает себя корейцем. Родился в Оше, живёт в Бишкеке, имя вообще русское. С таким примечательным человеком меня свела дорога.

Вскоре приехала его жена на дорогом кроссовере. В машине так же сидела их домработница. Жена приехала посмотреть на это здание. Я тоже поехал его смотреть вместе со всеми, т.к. мне было предложено в нём переночевать, если понравится. Мне понравилось.

Жена увезла пьяного Бронислава, оставив меня с пьяным сторожем. Очень душевный дядька. Я достал свою водку и мы с ним выпили по паре стопок. Дядька поделился, что зарплата у него 3200 сом. Это меньше 3000 рублей. Поэтому ему приходиться брать деньги с людей, которые посещают ботсад. Кто двадцатку даст, кто полтинник. Этим и живёт. О том, что он берёт деньги с посетителей знает всё его начальство и они всё понимают и не запрещают. Как сказал сам пожилой киргиз, если бы платили тысяч пятнадцать, то не то, что 20 сомов бы не брал, ни сома бы не взял ни с кого!

Перед тем, как пойти спать в то самое трёхэтажное, абсолютно пустое здание, дядька киргиз ушёл домой. Сказал, что его старший сын напился и гоняет чертей.

Так я оказался единственным живым человеком в этом огромном и жутком (ночью) ботсаду. Бронислав оставил мне ключи от здания, правда дверь изнутри не закрывалась. Было интересно оказаться одному, за главного, на такой большой территории в самом центре Бишкека.

Итоги дня:

323 рубля (38 еда, 285 сигареты), 28 сом (8 троллейбус, 20 ремонт обуви).