Кем является мать в жизни любого нормального человека? Самым близким существом, ближе которого невозможно себе представить. Ведь именно она вынашивала тебя девять месяцев, ежечасно делила с тобой пищу и воду, пыталась, пока ты был еще в утробе привить тебе что-то хорошее, слушая классическую музыку и просматривая старое доброе кино. Она молилась за тебя, поглаживая свой живот. Молилась о том, чтобы ты родился здоровым и вырос хорошим человеком, прожил счастливую жизнь и смог осуществить все свои мечты, которые у тебя, несомненно, будут. Их просто не может не быть.
Именно мама кормила тебя молоком из своей груди, когда ты благополучно родился, пела тебе колыбельные и ограждала тебя от обидчиков. Мама читала тебе сказки и укрывала одеялом по ночам, чтобы ты не замерз и не простудился. Именно для мамы ты остаешься самым лучшим и самым любимым, независимо от того, добьешься ты чего-то значительного в жизни или проживешь ее незаметно и скромно Ты останешься для нее самым любимым, даже если вдруг свернешь на кривую дорожку, и тебе будет суждено испытать сполна несправедливость и жестокость мира людей. От тебя могут отвернуться все – отец, братья и сестры, друзья, любимая женщина и правительство. Но мама не отвернется никогда. Пытливый читатель может возразить, сказав, что полным-полно матерей, которые оставляют своих детей, отказываются от них или проявляют чрезмерную жесткость в воспитании. Всё бывает! Жизнь многогранна и многолика. Мать – это такой же человек, как и любой другой. И кто сказал, что она не может ошибаться и заблуждаться? Может, конечно. Но как говорил Вольтер – всё к лучшему в этом лучшем из возможных миров. Мы говорим сейчас не о частных случаях, которые могут быть в любой области жизни, а о материнстве в целом.
Моя мама Нина была человеком разносторонним, добрым и мудрым. Она росла в бедности, что не помешало ей стремиться к лучшей жизни и не привело к озлобленности на мир, как это частенько случается с людьми, выросшими в схожих условиях. Правда длительная пора лишений и недостатка в элементарных вещах привела к тому, что в ее характере на всю жизнь появилось неосознанное стремление к излишнему накопительству. Даже не так. К сохранению ранее приобретённого, вот так более правильно. Ее невозможно было заставить выбросить или отдать другим людям какие-то вещи, утратившие свою моральную необходимость или откровенно старые. Мама всю жизнь любила животных. Ее рассказы о собаке женского пола по имени Шарик, прожившей с ней несколько лет в период маминой юности достойны отдельного литературного произведения. Мама окончила музыкальную школу по классу аккордеона
и какое-то время сама учила детей музыке.
После этого на протяжении долгих лет мама трудилась музыкальным работником в детских садах. Пыталась она и меня научить игре на аккордеоне. Причем вполне успешно. Но потом, в силу определенных обстоятельств, о которых сейчас не время и не место говорить, я оставил эти занятия. Мама, конечно, огорчилась. Прости, мама!!! За это и другие огорчения. Много, ох как много грустных моментов мы доставляем своим близким в период взросления, становления нас, как личностей. Необдуманные резкие слова и поступки. Пытаемся что-то доказать. Ни к чему это всё. Пустая суета и сотрясение воздуха. А маме огорчение. Эх…
Для меня мама являлась самым близким человеком. Она была другом с большой буквы. С самого детства она поддерживала меня всегда и фактически во всем. Я рос мечтательным ребенком, погруженным в себя, свой внутренний мир и потому слегка отстраненным. А подобные люди частенько раздражают окружающих. Некоторым окружающим начинает казаться, что этот молчаливый мечтатель возомнил о себе слишком много, что не хочет с ними общаться и дружить, считая их хуже и глупее. Проецируя свои комплексы, обиды и нереализованные мечты на поведение непонятного им человека, они стремятся всячески его унизить, указать ему истинное место в мире, которого он, несчастный выскочка, по их мнению, достоин.
И только мама, гладя своей теплой рукой по голове, утешала меня, говорила какой я молодец, как многого я смог добиться, как она мной гордится. Только мама звонила мне по несколько раз в день, и в трубке звучал ее тёплый голос:
- Алло, сынок, это мама! Как дела?
Маме сделали операцию, взяли полученный материал на исследование и по его итогам огласили неутешительный диагноз. Она боролась, быть может недостаточно активно и несколько хаотично. Но через полтора года после поставленного диагноза, 16 июня её не стало. Не стало доброй, внимательной, мудрой женщины, которую любили и ценили все, с кем ей довелось быть знакомой. Я был с мамой рядом всё это время. В последние недели болезнь фактически до неузнаваемости изменила некогда красивую, полную юмора и жизненной стойкости женщину. Ее взгляд больше не лучился добротой и жизнелюбием, а был наполнен одновременно страхом, болью и надеждой. Складывалось впечатление, что мама в полной мере осознала к чему всё идет, но всё-таки надеялась на что-то. Я навсегда запомнил этот взгляд. Как только я его вспоминаю, страшная боль разочарования накрывает нутро неумолимой волной отчаяния.
За годы, прошедшие с момента маминого ухода, я множество раз задавал себе вопросы, не имеющие ответа – всё ли я сделал, что мог? Почему не сделал большего? Почему…почему…почему…. Ещё очень долгое время после того, как навсегда опустела её комната в квартире, с трудом засыпая глубокой ночью я просыпался ранним утром преследуемый чувством всепоглощающей тревоги. Хотя тревожиться уже было, в общем-то, не о чем. Уже всё случилось. Но я так привык в последние два месяца маминой жизни вскакивать, иногда среди ночи, чтобы дать ей таблетку или сделать укол. Я научился делать уколы. Вынужден был научиться. И хотя иногда, спросонья резал себе пальцы стеклом от раздавленной ампулы с лекарством, кричал и проклинал всё на свете, безуспешно пытаясь остановить кровь, набирал шприц и на заплетающихся ногах шел к страдающей от боли маме. Делал укол, мама впадала в сонное забытье, а я отправлялся в постель и еще долго не мог уснуть. При других обстоятельствах можно было бы порадоваться новому умению. Но обстоятельства были уж слишком тяжелыми и трагичными.
Мамы не стало, несмотря на все приложенные усилия. Она ушла. Так далеко, что дальше уже не бывает. Навсегда. Боже…Страшное значение слова «навсегда» начинаешь осознавать лишь после подобной утраты. Больше никогда (еще одно слово, страшное значение которого тоже осознаешь лишь после пережитого) она не позвонит мне и не скажет:
- Алло, сынок, это мама! Как дела?
Она никогда не обнимет меня, не погладит по голове своей тёплой рукой, никогда не даст мне мудрый совет, никогда не скажет свои слова поддержки. Только утратив, мы в полной мере осознаем значение утраченного. С уходом мамы я ощутил, что земля под ногами закачалась, как при землетрясении. Я осознал, что утратил моральную опору. Я также осознал, что моя мама была не просто женщиной с большим сердцем. Она была настоящей волшебницей, создавшей вокруг себя небольшой, но тёплый и красивый мир, в котором как планеты и другие небесные тела вращались, жили, общались ее родные и друзья. И этот мир осиротел с маминым уходом. Планеты и небесные тела продолжили вращаться и жить, но начали сходить со своих казалось раз и навсегда установившихся орбит, сталкиваться, доставляя друг другу неудобства и ссорясь из-за этого, а некоторых вообще вынесло прочь через чёрные дыры.
Сиротлив и пуст мир, внезапно лишившийся своего создателя.
Любите, цените и берегите своих мам сегодня, когда они ещё рядом с вами. Говорите им о своей любви как можно чаще и старайтесь не доставлять им лишних огорчений. Помогайте им. Ведь ближе мамы у вас не будет никого.