Найти тему

Разочаруй меня, ну пожалуйста!

Вчера начала читать книжку Мюриэль Барбери "Элегантность ёжика". Рекомендации почитать эту книжку мне встречаются регулярно. Фиона Феррис в своих "30 шикарных днях" советует её как образчик парижского шика для вдохновения. В какой-то статье она рекомендована как способ получить заряд оптимизма и веры в доброту и дружбу. А ещё меня название заинтриговало. Вот попробуйте после этого сказать, что заглавие ничего не значит!

Короче, скачала с литреса и стала читать. Вот описание оттуда же:
"Девочка-подросток, умная и образованная не по годам, пожилая консьержка, изучающая философские труды и слушающая Моцарта, богатый японец, поселившийся на склоне лет в роскошной парижской квартире… О том, что связывает этих людей, как меняется их жизнь после того, как они случайно находят друг друга, читатель узнает, открыв этот прекрасный, тонкий, увлекательный роман".

Photo by pixel2013 ~ Silvia & Frank from Pexels
Photo by pixel2013 ~ Silvia & Frank from Pexels

Повествование идёт от первого лица. Сначала мы знакомимся с Рене, консьержкой, начитанной и хорошо образованной французской дамой. Она служит в роскошном доме для очень богатых людей и старательно поддерживает имидж недалёкой и грубоватой прислуги. Вот прям очень тщательно. Например, она демонстративно покупает продукты, которые пристало потреблять людям её слоя. Или она сетует, что ей приходится выкручиваться, изображая просмотр телевидения, хотя она совсем не любит отупляющие телепередачи. А всё потому, что она очень высокодуховна, но не хочет ломать психику своим щепетильным нанимателям. Вот, поглядите, как она изъясняется о себе:

"Поскольку консьержка, млеющая перед "Смертью в Венеции", - явление довольно странное, как и симфония Малера, доносящаяся из привратницкой, я посягнула на скопленные с большой натугой семейные сбережения и купила новый телевизор с плейером .... А старый остался в офисе и обеспечивал мне конспирацию, изрыгая рассчитанную на улиточьи мозги дребедень, пока я со слезами на глазах наслаждалась шедеврами мирового искусства".

Претенциозность и высокомерие в каждом слове. Особенно у меня подгорело от этих шедевров. До того часто слышу это от заносчивых снобов, что уже тошнит от этой фразы.

Photo by Elina Sazonova from Pexels
Photo by Elina Sazonova from Pexels

Эта героиня подчёркивает, что нарочно бурчит, шаркает ногами, ворчит, н проявляет приветливости и изображает скудоумие. Но для чего? Она обсасывает вид, поведение, образ жизни своих работодателей, стараясь выставить их в дурном свете с этой их безвкусицей, недальновидностью и прочими недостатками. Но выглядит отталкивающе сама. Я так недовольна этим, что едва сдерживаюсь, чтобы не закрыть книжку и не взяться за другую.

Другой персонаж - двенадцатилетняя девочка, замышляющая суицид. Героиня не менее раздражающая, поскольку с порога заявляет о своих выдающихся способностях, которые ей (сюрприз!) тоже приходится скрывать, чтобы не выделяться. Вот что она говорит о себе:

"Дело в том, что я очень умная. Просто зверски. ... Даже если сравнивать со взрослыми, большинство из них далеко не так умны, как я".

Photo by Carolline De Souza from Pexels
Photo by Carolline De Souza from Pexels

И в таком духе. Уфф... меня опять тошнит от наигранности. Но я не откладываю книжку. Во мне сильна надежда, что автор нарочно сделала персонажей именно такими, чтобы в процессе повествования дать им развитие. Раскрыть их, показать, как их представления о мире и себе меняются от самовосхваления и упоения собственной уникальностью к искреннему интересу к другим, принятию того, что все по-своему ценны и прекрасны. Я очень надеюсь, что эта книга меня приятно разочарует. То есть, в финале окажется совершенно не похожей на начальные страницы. Поэтому прошу, Мюриэль Барбери, разочаруй меня нежно!